В исламе халифом называется глава мусульманского государства, который является политическим и религиозным лидером всех мусульман. История ислама знает множество халифов, каждый из которых оказал огромное влияние на развитие этой религии и формирование мусульманского мира.
Перечень и количество имен халифов в исламе менялись в течение истории. Первыми халифами после смерти пророка Мухаммада стали Абу-Бакр, Омар и Усман. Они сыграли ключевую роль в укреплении положения ислама в Аравии и превращении его в одну из величайших религий мира.
Следующим халифом стал Али, зят главы ислама и один из первых последователей пророка Мухаммада. Его правление было омрачено внутренними конфликтами и политическими расколами в мусульманском мире. После Алия исследователи разделяют иислам на шиитов и суннитов, каждая из которых имеет своих халифов и трактует их историю по-своему.
История возникновения ислама и понятия халифата
Ислам возник в VII веке н.э. на Аравийском полуострове. Основателем ислама считается пророк Мухаммад, который, по преданиям, получил от Аллаха (Бога) священное откровение Корана.
После смерти Мухаммада возникли споры о его наследничестве. В результате ислам был разделен на два основных течения: суннизм и шиизм. Сунниты считали, что халифом (преемником пророка) должен быть выбран на основе консенсуса мусульманского сообщества, в то время как шииты верили, что халифат должен быть наследован по крови родственниками пророка.
Понятие халифата (халифа – преемник) возникло в суннитском исламе. Первым халифом после Мухаммада стал его близкий сподвижник и зять Абу Бакр. Затем халифат перешел к Омару и Отману. Четвертым халифом был Али, сын Мухаммадовой дочери Фатимы и ее мужа Алибн Аби Талиба.
Дальнейшая история ислама связана с правлением халифов, которые возглавляли исламскую общину. После четвертого халифа Али ислам разделился на суннизм и шиизм, и каждое из этих течений имело собственных халифов. В суннизме халифат стал династическим иститутом, простирающимся до XVII века, когда он был уничтожен Османской империей.
Исламский халифат играл важную роль в распространении ислама и его цивилизации на протяжении веков. Его влияние простиралось от Испании до Китая и играло ключевую роль в формировании средневековой исламской культуры и науки. В настоящее время понятие халифата используется для обозначения исламских экстремистских групп, стремящихся создать заново исламский государственный строй.
Первый халифат: Рашидун
Период первого халифата в исламе называется «Рашидун». В переводе с арабского это означает «праведные». Халифат Рашидун длился с 632 по 661 годы.
В состав этого халифата входили следующие халифы:
- Абу Бакр (632-634) — первый после пророка Мухаммеда верховный правитель и наставник мусульманской общины (умма).
- Умар ибн Хаттаб (634-644) — второй халиф Рашидун, известный своей справедливостью и мудростью, расширил территорию исламского государства.
- Утман ибн Аффан (644-656) — третий халиф Рашидун, проводил политику расширения исламского государства и систематической фиксации текста Корана.
- Али ибн Абу Талиб (656-661) — четвёртый халиф Рашидун, зять Мухаммеда и одновременно его кузен. Провёл реформы и боролся с внутренними конфликтами.
Халифат Рашидун считается золотым периодом в истории ислама, когда величайшее расширение исламской империи было достигнуто, а принципы исламского правления были установлены.
Второй халифат: Умайяды
Основатель династии Умайядов – Муавия Iбв Хакам. После смерти третьего халифа Османа и гражданской войны, Муавия стал править как губернатор сирийского Исламского государства. Спустя несколько лет, в 661 году, он стал первым правителем Умайядского халифата.
Поднявшись на трон, Муавия I перенес столицу из Медины в Дамаск. В его правление были включены территории Египта, Магриба и Северной Ирана. Область Умайядского халифата простиралась от Испании до Индии, делая его одним из самых могущественных государств своего времени.
После смерти Муавии I халифат перешел к его сыну Язиду I, который прославился массовыми убийствами язычников и противников Ислама. Халифат Умайядов продолжал своё развитие, достигая наивысшего расцвета при халифах Халиде II и Хишаме I.
Однако Умайядский халифат также столкнулся с проблемами – восточные провинции начали организовывать повстанческие движения, а арабы из Хорасана захватили власть в Иране. В 750 году последним халифом Умайядского халифата стал Марван II, который был свергнут Аббасидами, приведшими к концу династию Умайядов.
Халиф | Был на троне | Смерть |
---|---|---|
Муавия I | 661 — 680 | 680 |
Язид I | 680 — 683 | 683 |
Муавия II | 683 — 684 | 684 |
Марван I | 684 — 685 | 685 |
Абд аль-Малик | 685 — 705 | 705 |
Аль-Валид I | 705 — 715 | 715 |
Сулейман | 715 — 717 | 717 |
Умар II | 717 — 720 | 720 |
Язид II | 720 — 724 | 724 |
Хишам | 724 — 743 | 743 |
Аль-Валид II | 743 — 744 | 744 |
Юсуф | 744 — 744 | 744 |
Ибрагим | 744 — 745 | 745 |
Марван II | 744 — 750 | 750 |
Третий халифат: Аббасиды
Аббасидский халифат был учрежден в 750 году Мусы Аль-Казимом, потомком пророка Мухаммеда. Он правил Багдадом как халиф до 1258 года, когда халифат был завоеван монголами. Аббасидский халифат достиг наивысшего расцвета в VIII и IX веках, когда исламский мир был единой политической силой. При Аббасидах ученость и культура развивались, исламские университеты открылись, проза и поэзия процветали.
Первым халифом Аббасидского халифата стал Абу-аль-Аббас аль-Сафах, а последним – аль-Мустасим-биллах. Всего в Аббасидском халифате было 37 халифов, они всегда являлись духовными и политическими лидерами исламского общества.
К позиции халифа в Аббасидском халифате был призван только член рода Аббас, а сам халиф был избираемым должностным лицом. Этот халифат считался наследным в серии халифатов. Взлет и падение Аббасидов имеет огромное значение в истории ислама, их периоды устанавливаются с 750 года до 1258 года.
Четвертый халифат: Фатимиды
Фатимиды создали свою столицу в городе Каире, который стал одним из культурных и интеллектуальных центров мусульманского мира.
Один из самых известных халифов Фатимидов — Хаким. Его правление с 996 по 1021 годы характеризовалось рядом эксцентричных и необычных действий. Хаким известен своими религиозными преследованиями, включая уничтожение христианских церквей и еврейской синагоги в Каире.
Фатимиды также отличались толерантностью по отношению к другим культурам, их правление сопровождалось процветанием исламского искусства и науки.
В 1171 году Фатимиды были свергнуты султанами из династии Айюбидов, и халифат был упразднен.
Важно отметить, что количество халифов Фатимидов зависит от точной определения их линейности рода. Однако, исторические источники приводят примерно 15-16 халифов Фатимидского халифата.
Пятый халифат: Альморавиды
Основателем династии Альморавидов считается Юсуф ибн Тачфин, который в начале XI века объединил племена Западной Африки под своим правлением. Вскоре после этого Альморавиды начали свое завоевательное движение на юг, захватывая большие территории и создавая крупное государство.
Альморавиды были известны своей строгостью в исполнении исламского закона и настраивались против «отступников» от ислама и «еретиков». Они проводили реформы в мусульманской области, следя за исполнением норм и принципов религии. В то же время, они стремились к установлению контроля над торговыми путями, что позволило им создать богатую империю искусства и культуры.
Альморавиды также сыграли существенную роль в истории движений джихада, боротьбы с христианскими рыцарями на юге Испании. Они создали специальные гарнизоны и фортификационные сооружения для защиты своих областей от нападений врагов.
Однако, в конце XII века, династия Альморавидов начала разваливаться, а пятый халифат потерял влияние из-за наступления других берберийских династий, включая Альмохадов и Меринидов.
Несмотря на это, Альморавиды оставили заметный след в исламской истории и культуре, и их правление остается одним из наиболее интересных периодов в исламской истории Западной Африки и Испании.
Шестой халифат: Каирский халифат
Каирский халифат был шестым крупным халифатом в исламской истории. Он существовал с 1229 по 1517 годы на территории современного Египта и Сирии. Халифат возник в результате установления правления династии Айюбидов, которые свергли Фатимидскую династию. Каирский халифат являлся султанатом и имел политическую, религиозную и военную власть.
Халифат оживил исламскую теократию, установив ограничения на власть султанов и став местом исполнения полномочий, а также был основным центром суннитского ислама в то время. Считается, что в Каирском халифате был самый крупный и эффективный халифат в исламской истории.
Однако с течением времени власть халифата начала ослабевать из-за конфликтов с внутренними и внешними силами. В 1517 году халифат был завоеван Османской империей, что привело к его фактическому прекращению. Тем не менее, должность каирского халифа продолжала существовать в ритуальной форме до 1914 года.