Имена халифов в исламе и их количество


В исламе халифом называется глава мусульманского государства, который является политическим и религиозным лидером всех мусульман. История ислама знает множество халифов, каждый из которых оказал огромное влияние на развитие этой религии и формирование мусульманского мира.

Перечень и количество имен халифов в исламе менялись в течение истории. Первыми халифами после смерти пророка Мухаммада стали Абу-Бакр, Омар и Усман. Они сыграли ключевую роль в укреплении положения ислама в Аравии и превращении его в одну из величайших религий мира.

Следующим халифом стал Али, зят главы ислама и один из первых последователей пророка Мухаммада. Его правление было омрачено внутренними конфликтами и политическими расколами в мусульманском мире. После Алия исследователи разделяют иислам на шиитов и суннитов, каждая из которых имеет своих халифов и трактует их историю по-своему.

История возникновения ислама и понятия халифата

Ислам возник в VII веке н.э. на Аравийском полуострове. Основателем ислама считается пророк Мухаммад, который, по преданиям, получил от Аллаха (Бога) священное откровение Корана.

После смерти Мухаммада возникли споры о его наследничестве. В результате ислам был разделен на два основных течения: суннизм и шиизм. Сунниты считали, что халифом (преемником пророка) должен быть выбран на основе консенсуса мусульманского сообщества, в то время как шииты верили, что халифат должен быть наследован по крови родственниками пророка.

Понятие халифата (халифа – преемник) возникло в суннитском исламе. Первым халифом после Мухаммада стал его близкий сподвижник и зять Абу Бакр. Затем халифат перешел к Омару и Отману. Четвертым халифом был Али, сын Мухаммадовой дочери Фатимы и ее мужа Алибн Аби Талиба.

Дальнейшая история ислама связана с правлением халифов, которые возглавляли исламскую общину. После четвертого халифа Али ислам разделился на суннизм и шиизм, и каждое из этих течений имело собственных халифов. В суннизме халифат стал династическим иститутом, простирающимся до XVII века, когда он был уничтожен Османской империей.

Исламский халифат играл важную роль в распространении ислама и его цивилизации на протяжении веков. Его влияние простиралось от Испании до Китая и играло ключевую роль в формировании средневековой исламской культуры и науки. В настоящее время понятие халифата используется для обозначения исламских экстремистских групп, стремящихся создать заново исламский государственный строй.

Первый халифат: Рашидун

Период первого халифата в исламе называется «Рашидун». В переводе с арабского это означает «праведные». Халифат Рашидун длился с 632 по 661 годы.

В состав этого халифата входили следующие халифы:

  1. Абу Бакр (632-634) — первый после пророка Мухаммеда верховный правитель и наставник мусульманской общины (умма).
  2. Умар ибн Хаттаб (634-644) — второй халиф Рашидун, известный своей справедливостью и мудростью, расширил территорию исламского государства.
  3. Утман ибн Аффан (644-656) — третий халиф Рашидун, проводил политику расширения исламского государства и систематической фиксации текста Корана.
  4. Али ибн Абу Талиб (656-661) — четвёртый халиф Рашидун, зять Мухаммеда и одновременно его кузен. Провёл реформы и боролся с внутренними конфликтами.

Халифат Рашидун считается золотым периодом в истории ислама, когда величайшее расширение исламской империи было достигнуто, а принципы исламского правления были установлены.

Второй халифат: Умайяды

Основатель династии Умайядов – Муавия Iбв Хакам. После смерти третьего халифа Османа и гражданской войны, Муавия стал править как губернатор сирийского Исламского государства. Спустя несколько лет, в 661 году, он стал первым правителем Умайядского халифата.

Поднявшись на трон, Муавия I перенес столицу из Медины в Дамаск. В его правление были включены территории Египта, Магриба и Северной Ирана. Область Умайядского халифата простиралась от Испании до Индии, делая его одним из самых могущественных государств своего времени.

После смерти Муавии I халифат перешел к его сыну Язиду I, который прославился массовыми убийствами язычников и противников Ислама. Халифат Умайядов продолжал своё развитие, достигая наивысшего расцвета при халифах Халиде II и Хишаме I.

Однако Умайядский халифат также столкнулся с проблемами – восточные провинции начали организовывать повстанческие движения, а арабы из Хорасана захватили власть в Иране. В 750 году последним халифом Умайядского халифата стал Марван II, который был свергнут Аббасидами, приведшими к концу династию Умайядов.

ХалифБыл на тронеСмерть
Муавия I661 — 680680
Язид I680 — 683683
Муавия II683 — 684684
Марван I684 — 685685
Абд аль-Малик685 — 705705
Аль-Валид I705 — 715715
Сулейман715 — 717717
Умар II717 — 720720
Язид II720 — 724724
Хишам724 — 743743
Аль-Валид II743 — 744744
Юсуф744 — 744744
Ибрагим744 — 745745
Марван II744 — 750750

Третий халифат: Аббасиды

Аббасидский халифат был учрежден в 750 году Мусы Аль-Казимом, потомком пророка Мухаммеда. Он правил Багдадом как халиф до 1258 года, когда халифат был завоеван монголами. Аббасидский халифат достиг наивысшего расцвета в VIII и IX веках, когда исламский мир был единой политической силой. При Аббасидах ученость и культура развивались, исламские университеты открылись, проза и поэзия процветали.

Первым халифом Аббасидского халифата стал Абу-аль-Аббас аль-Сафах, а последним – аль-Мустасим-биллах. Всего в Аббасидском халифате было 37 халифов, они всегда являлись духовными и политическими лидерами исламского общества.

К позиции халифа в Аббасидском халифате был призван только член рода Аббас, а сам халиф был избираемым должностным лицом. Этот халифат считался наследным в серии халифатов. Взлет и падение Аббасидов имеет огромное значение в истории ислама, их периоды устанавливаются с 750 года до 1258 года.

Четвертый халифат: Фатимиды

Фатимиды создали свою столицу в городе Каире, который стал одним из культурных и интеллектуальных центров мусульманского мира.

Один из самых известных халифов Фатимидов — Хаким. Его правление с 996 по 1021 годы характеризовалось рядом эксцентричных и необычных действий. Хаким известен своими религиозными преследованиями, включая уничтожение христианских церквей и еврейской синагоги в Каире.

Фатимиды также отличались толерантностью по отношению к другим культурам, их правление сопровождалось процветанием исламского искусства и науки.

В 1171 году Фатимиды были свергнуты султанами из династии Айюбидов, и халифат был упразднен.

Важно отметить, что количество халифов Фатимидов зависит от точной определения их линейности рода. Однако, исторические источники приводят примерно 15-16 халифов Фатимидского халифата.

Пятый халифат: Альморавиды

Основателем династии Альморавидов считается Юсуф ибн Тачфин, который в начале XI века объединил племена Западной Африки под своим правлением. Вскоре после этого Альморавиды начали свое завоевательное движение на юг, захватывая большие территории и создавая крупное государство.

Альморавиды были известны своей строгостью в исполнении исламского закона и настраивались против «отступников» от ислама и «еретиков». Они проводили реформы в мусульманской области, следя за исполнением норм и принципов религии. В то же время, они стремились к установлению контроля над торговыми путями, что позволило им создать богатую империю искусства и культуры.

Альморавиды также сыграли существенную роль в истории движений джихада, боротьбы с христианскими рыцарями на юге Испании. Они создали специальные гарнизоны и фортификационные сооружения для защиты своих областей от нападений врагов.

Однако, в конце XII века, династия Альморавидов начала разваливаться, а пятый халифат потерял влияние из-за наступления других берберийских династий, включая Альмохадов и Меринидов.

Несмотря на это, Альморавиды оставили заметный след в исламской истории и культуре, и их правление остается одним из наиболее интересных периодов в исламской истории Западной Африки и Испании.

Шестой халифат: Каирский халифат

Каирский халифат был шестым крупным халифатом в исламской истории. Он существовал с 1229 по 1517 годы на территории современного Египта и Сирии. Халифат возник в результате установления правления династии Айюбидов, которые свергли Фатимидскую династию. Каирский халифат являлся султанатом и имел политическую, религиозную и военную власть.

Халифат оживил исламскую теократию, установив ограничения на власть султанов и став местом исполнения полномочий, а также был основным центром суннитского ислама в то время. Считается, что в Каирском халифате был самый крупный и эффективный халифат в исламской истории.

Однако с течением времени власть халифата начала ослабевать из-за конфликтов с внутренними и внешними силами. В 1517 году халифат был завоеван Османской империей, что привело к его фактическому прекращению. Тем не менее, должность каирского халифа продолжала существовать в ритуальной форме до 1914 года.

Добавить комментарий

Вам также может понравиться