В современном мире функциональная грамотность стала одной из ключевых компетенций, необходимых для успешного освоения информационных технологий и активного участия в цифровом обществе. Однако, до недавнего времени понятие функциональной грамотности оставалось неосознанным и плохо исследованным феноменом. И только в 21 веке началось активное изучение и развитие этой концепции.
Термин «функциональная грамотность» был введен в научный оборот в 1973 году американским психологом Дэвидом Роуэллом, который использовал его для описания способностей человека практически применять знания и навыки, необходимые для эффективного выполнения различных задач в реальной жизни.
С течением времени понятие функциональной грамотности стало широко применяться в различных областях, таких как образование, психология, социология и многих других. С его помощью описываются навыки и компетенции, которые позволяют человеку успешно функционировать в современном информационном обществе.
История возникновения термина
Термин «функциональная грамотность» был впервые использован в научных и педагогических кругах в конце 1970-х годов. Его автором считается американский лингвист Майкл Халледей, который использовал его для обозначения специфических навыков и знаний, необходимых для эффективного использования языка в функциональных ситуациях.
Зарождение и развитие термина связаны с развитием коммуникативного подхода к изучению языка и педагогике. В то время, когда традиционный грамматический подход к изучению языка все еще преобладал, коммуникативный подход стал новым, свежим взглядом на изучение языка. Он акцентировал внимание на использовании языка в реальных коммуникативных ситуациях, а не на изучении отдельных грамматических правил и структур.
В рамках коммуникативного подхода Канадская комиссия по образованию разработала концепцию функциональной грамотности, которая включала в себя не только знание языка, но и умение его использовать в различных жизненных ситуациях. Однако, именно Майкл Халледей первым ввел термин «функциональная грамотность» для обозначения этого нового понятия.
С течением времени, термин «функциональная грамотность» получил широкое распространение и стал активно использоваться в лингвистике, педагогике и социологии. Сегодня функциональная грамотность рассматривается как одна из ключевых компетенций, необходимых в современном информационном обществе. Она включает в себя не только навыки грамматической правильности и лексического богатства, но и умение адаптироваться к различным коммуникативным ситуациям и эффективно использовать язык для достижения конкретных целей.
Первое упоминание функциональной грамотности
Идея функциональной грамотности впервые была представлена Дэвидом П. Бирком в его статье «Functional Literacy for Lower Order Manpower», опубликованной в 1962 году. В этой статье Бирк рассматривал функциональную грамотность как навык основного чтения и письма, который необходим для решения повседневных задач и выполнения профессиональных обязанностей.
Он отмечал, что традиционная грамотность, основанная на знании грамматики и правописания, не обязательно ведет к функциональной грамотности. Вместо этого, функциональная грамотность требует понимания текста и его контекста, способности анализировать информацию и применять ее в жизненных ситуациях.
С течением времени концепция функциональной грамотности стала широко признанной и использовалась в образовательных программ и политических документах многих стран. Она стала акцентировать внимание на практическом применении грамотности и ее значении для личного и профессионального развития.
Развитие понятия функциональной грамотности
Понятие функциональной грамотности постепенно развивалось на протяжении нескольких десятилетий и приобрело свою собственную историю. Оно начало формироваться в конце 1960-х годов и было активно разрабатываться и исследоваться в 1970-х и 1980-х.
Идея функциональной грамотности возникла как результат осознания необходимости учить учащихся навыкам практического использования языка в реальных ситуациях коммуникации. Эта концепция акцентировала внимание на использовании языка для достижения конкретных целей и связывала грамматические знания с реальными жизненными ситуациями.
В начале 1990-х годов понятие функциональной грамотности получило широкое признание и стало основным компонентом многих программ обучения и исследований в области языкового образования. Оно стало своего рода «паспортом» к успешной коммуникации в разных контекстах, как внутри страны, так и за ее пределами.
В настоящее время функциональная грамотность рассматривается как неотъемлемая часть общего языкового образования и связана с развитием навыков чтения, письма, слушания и говорения. Она помогает учащимся уверенно владеть знаниями и умениями, необходимыми для эффективной коммуникации в различных сферах жизни, от повседневных ситуаций до профессиональных задач.