Разница между шиитами и суннитами


Шииты и сунниты — две основные ветви ислама, которые различаются по своим религиозным традициям и пониманию исламских учений. Эти две группы имеют свои отличительные черты и принципы, которые формируют основу их вероучения.

Основное отличие между шиитами и суннитами заключается в том, кому они придают большее значение в исламской истории и правовом законе. Шииты верят, что только потомки пророка Мухаммеда могут являться его законными наследниками и лидерами мусульманской общины. Эти потомки, называемые имамами, считаются божественными источниками знания и руководителями всех мусульман.

Сунниты, напротив, считают, что лидер мусульманской общины может быть избран среди всех квалифицированных верующих, и необязательно быть потомком пророка Мухаммеда. В исламской традиции сунниты руководствуются примерами и наставлениями пророка, описанными в сборнике гадания и собратья, известном как сунна. Это собрание представляет собой источник нормативного права и нравственного поведения для суннитов.

Помимо этого основного различия, шииты и сунниты также различаются в своих религиозных практиках и теологических учениях. У них есть разные молитвенные обряды, праздники и обязательства перед Богом. Даже внутри самих групп есть различия между разными школами мысли и принятыми исламскими доктринами.

Важно отметить, что шииты и сунниты по-прежнему приследуют общие цели — служение Богу и следование исламу. Понимание и признание различий между этими двумя направлениями ислама являются ключевыми для взаимопонимания и гармоничного сосуществования между ними, а также для построения мостов между верующими разных традиций.

История возникновения и основные концепции суннитов и шиитов

Главное различие между суннитами и шиитами связано с их отношением к преемственности власти после смерти Мухаммада. Сунниты считают, что власть должна переходить по наследству и должна быть основана на согласии коммуны верующих (уммы). Шииты, с другой стороны, верят, что исключительное право на лидерство принадлежит детям Али, родственнику и зятью пророка Мухаммада.

Сразу после смерти Мухаммада возник ожесточенный спор о его наследнике. Шииты утверждали, что имамом должен быть Али, супруг дочери пророка Фатимы. Сунниты же выбрали ближайшего сподвижника Мухаммада, Абу Бакра, в качестве его наследника.

В период исламской истории было множество противоречий и столкновений между суннитами и шиитами. Шииты страдали от преследования властей исследовалших их обычаи и религиозные убеждения.

Шииты развили уникальную систему иерархии духовных лидеров, называемых аятоллами. Они избирают наиболее научно компетентного из себя в качестве Старшего Историка, который дает религиозные указания и решает споры.

Жизнь исламской общины до сих пор разделена на суннитскую и шиитскую версии, которые имеют некоторые различия в обрядах, верованиях и интерпретации исламского закона. Эти различия считаются важными только для верующих, но не мешают сосуществованию этих двух сообществ.

Сунниты: исламское списание аль-Умма Иман

Сунниты придерживаются сунны, что означает «путь» или «пример» пророка Мухаммеда, а также учитывают его поступки, высказывания и одобрение.

Сунниты считают Коран и собрание хадисов (свод сказаний и поступков Пророка) основными источниками исламского закона. При принятии решений, связанных с религией, сунниты руководствуются Кораном и собранием хадисов.

Суннитское учение широко распространено и имеет своеобразную организацию. Вместо единой центральной власти суннитский ислам представлен множеством независимых мечетей, законодательных органов и ученых мусульманской теологии.

Важным еженедельным событием для суннитов является пятничная молитва в мечети, которая объединяет мусульманскую общину и предлагает возможность обсудить важные вопросы исламской веры и жизни.

Одним из известных изданий суннитского ислама является исламское списание «аль-Умма Иман». Оно предлагает свежие новости, комментарии и размышления на различные темы, связанные с духовно-религиозной сферой суннитов.

Сунниты придерживаются принципа «аль-Умма Иман», что означает «единство веры». Они поддерживают идею, что исламская община должна объединяться вокруг общих ценностей и принципов, демонстрируя единство и солидарность.

Шииты: исламское правление, Имамат и обязательное послушание

Для шиитов имамат – это преемственность и заместительство пророка Мухаммада, на которого был возложен особый авторитет и руководство мусульманским сообществом. По мнению шиитов, имамы, которые являются непосредственными потомками Мухаммада, обладают особыми духовными и правительственными полномочиями.

Шииты считают, что именно имамы являются единственно правомочными лидерами исламского общества и должны послушаться во всех аспектах своей жизни. Это включает в себя не только религиозные вопросы, но и политические, правовые и социальные вопросы. Шииты верят, что послушание имамам имеет не только религиозное, но и общественное значение, и что они являются незаменимыми и неоходимыми для достижения справедливости и благополучия общества.

Сунниты: отсутствие иерархии и правило мажоритаризма

В отличие от шиитского ислама, где важную роль играют духовные лидеры (имамы), сунниты не признают духовных наставников и не придерживаются строгой иерархии. Вместо этого, они руководствуются собранием (маджлис) или советом мудрецов, называемым «маджлис аль-улема». В этом совете собираются ученые правоведы, которые обсуждают и определяют решения по религиозным вопросам, основываясь на принципах истины, передаваемых Кораном и Сунной (совокупностью примеров и наставлений Пророка Мухаммада).

Сунниты также отличаются принципом мажоритаризма. В суннитской традиции преимущественное значение придается мнению большинства мудрецов и общества в целом. Это означает, что большинство мнений признается законодательным и действительным для всех суннитов. Таким образом, мнение многих отдельных ученых может играть важную роль в формировании толкования исламского закона.

Из-за отсутствия централизованной иерархии и принципов мажоритаризма, суннитский ислам представлен богатой разнообразием школ правоведения, каждая из которых имеет свои особенности и принципы толкования религиозных текстов.

Таким образом, сунниты отличаются от шиитов не только идеологически, но и в своей организации и соблюдении религиозных норм. Они не признают иерархической власти духовных лидеров и основываются на принципе мажоритаризма, давая больше значимости мнению большинства мудрецов и общества в целом.

Шииты: Имамат и абсолютное послушание

Шииты считают, что имамат является духовным и политическим лидерством мусульманского сообщества и что имамы обладают особыми знаниями и качествами, необходимыми для служения руководителями верующим. Шииты верят, что имамат передается по наследству от Мухаммада к его потомкам и что имамами могут быть только потомки пророка через его дочь Фатиму и ее мужа Али, которых шииты считают первыми имамами.

Одним из основных принципов шиитской веры является абсолютное послушание имамам. Шииты считают, что имами обладают божественной мудростью и знанием, и абсолютное послушание им является долгом каждого верующего. Шииты верят, что послушание имамам приводит к духовному прогрессу и спасению в исламе.

Кроме того, шииты верят, что имамы являются не только духовными лидерами, но и политическими правителями, которым необходимо подчиняться во всех аспектах жизни, включая публичное и личное поведение. Для шиитов абсолютное послушание имамам означает выполнение их приказов и соблюдение их наставлений, как в религиозных, так и в мирских вопросах.

Таким образом, имамат и абсолютное послушание являются важными аспектами шиитской веры, определяющими роль и власть имамов в исламском обществе и требующими от верующих шиитов полного подчинения их авторитету и руководству.

Сунниты: вероучение, право и исламское право

Сунниты считают, что исламское право (шариат) должно основываться на Коране и Сунне, но они относятся к шариату более гибко и обычно придерживаются умеренного толкования. У них есть правоисполнительная, законодательная и судебная власть, которая осуществляется на уровне местного, общегосударственного и международного законодательства.

ВероучениеПравоИсламское право
Верования суннитов основаны на Коране и СуннеСунниты располагают правительственной, законодательной и судебной властьюИсламское право, основанное на Коране и Сунне, соблюдается в соответствии с укорененными религиозно-общественными нормами
Руководствуются Сунной при принятии религиозных решенийСунниты разрабатывают и применяют общегосударственное право, регулирующее различные аспекты общественной жизниИсламское право применяется в семейных, гражданских, уголовных и других сферах права
Рассматривают пророка Мухаммеда как последнего пророка и принимают его наставленияСделки, контракты и соглашения регулируются гражданским правом, которое основывается на исламских принципахИсламское право предписывает нормы поведения и наказания в соответствии с религиозными установками и обычаями

Сунниты верят в принципы уммы – единства и слаженности мусульманского сообщества, и стремятся к сохранению единства исторических традиций и религиозной практики. Они также придерживаются принципа иджма – консенсуса в вопросах правильного исламского вероисповедания и практики.

В области права и исламского права сунниты придерживаются традиционных религиозно-общественных норм, которые разрабатываются и применяются в соответствии с исламскими принципами. Важными аспектами суннитского права являются семейное право, наследственное право, уголовное право и брачное право.

Добавить комментарий

Вам также может понравиться