Сколько этапов привязанности ребенка к матери выделяют


Привязанность ребенка к матери является одним из важнейших процессов в его развитии. Она начинается с первых дней жизни малыша и тесно связана с его эмоциональным и психическим развитием. Специалисты выделяют несколько этапов привязанности, каждый из которых имеет свои особенности и проявления.

Первый этап привязанности называется «проявление предпочтения». В течение первых месяцев жизни ребенок еще не способен полноценно взаимодействовать с окружающим миром, поэтому его привязанность к матери проявляется в предпочтении ее присутствия и заботы. Малыш испытывает дискомфорт в отсутствие матери и успокаивается только при ее появлении. Он также начинает различать ее голос и лицо, реагируя на них сильными эмоциональными проявлениями.

Второй этап привязанности называется «дифференциация». Он приходится на возраст от 6 до 9 месяцев. В этот период ребенок начинает осознавать, что матери и другим взрослым можно доверять и рассчитывать на них. Он стремится быть рядом с матерью, но одновременно и познавать мир, начинает проявлять самостоятельность в исследовании окружающего пространства. Ребенок начинает реагировать на эмоциональные состояния матери и копировать ее жесты и мимику.

Третий этап привязанности называется «проявление партнерства». С этого момента ребенок уже способен на активное взаимодействие с матерью и другими людьми. Он начинает демонстрировать свои потребности и ожидания, используя разнообразные сигналы и жесты. Малыш чтит пространство и чувства других людей, учится слушать и быть взаимозависимым. Привязанность ребенка к матери на этом этапе проявляется в формировании доверительных отношений и совместной игре.

Привязанность ребенка: этапы и проявление

  1. Формирование эмоциональной привязанности (0-3 месяца)
  2. На этом этапе ребенок начинает осознавать присутствие матери и отличать ее от других людей. Он реагирует на голос, запах и прикосновения матери, переживает тревогу при разлуке и успокаивается при возвращении. Ребенок начинает строить первые эмоциональные связи с матерью.

  3. Формирование привязанности к одному родителю (4-7 месяцев)
  4. На этом этапе привязанность становится более устойчивой и ребенок начинает проявлять предпочтение к одному из родителей. Он может проявлять тревогу при разлуке с предпочитаемым родителем и радость при его возвращении. Ребенок начинает искать утешение и безопасность у одного из родителей.

  5. Формирование привязанности к обоим родителям (8-24 месяца)
  6. На этом этапе ребенок начинает строить прочные и устойчивые привязанности ко всем основным уходителям. Он хорошо справляется с разлукой и проявляет радость при возвращении любого из родителей. Ребенок начинает использовать обоих родителей в качестве источника утешения и поддержки.

  7. Формирование социальной привязанности (24+ месяцев)
  8. На этом этапе ребенок начинает строить связи и привязанности с другими близкими людьми, включая других родственников и друзей. Он может проявлять интерес и желание общаться с другими детьми и взрослыми. Ребенок развивает умение эмоционально связываться с другими людьми.

Понимание этапов привязанности ребенка помогает родителям лучше понять и поддержать психологическое развитие своего ребенка. Важно создавать благоприятную среду для формирования привязанности, обеспечивать ребенку эмоциональную безопасность и поддержку во время разлуки и возвращения.

Первый этап: Установление контакта

Контакт также устанавливается через физический контакт между матерью и ребенком. Это может быть ласковое прикосновение, обнятие или просто держание руки ребенка. Очень важно, чтобы матерь демонстрировала физическую близость и нежность, так как это помогает ребенку ощутить связь с ней.

На данном этапе ребенок начинает определять границы своего «Я» и понимает, что его и материная личность – это разные вещи. Он начинает осознавать, что он является отдельным индивидуумом, и состоит в отношениях с миром через свою матерь.

Установление контакта является первым шагом на пути формирования привязанности и создания гармоничных отношений между ребенком и его матерью.

Второй этап: Развитие доверия

Одним из ключевых элементов на этом этапе является непрерывность заботы. Ребенок должен чувствовать, что материнская поддержка доступна ему всегда — в любое время дня и ночи. Это создает у ребенка ощущение безопасности и уверенности.

На втором этапе ребенок начинает опираться на свои чувства и интуицию. Он начинает различать надежные лица и выражает предпочтение к матери в ситуациях, когда ему требуется защита или утешение.

Доверие, развиваемое на этом этапе, играет важную роль в дальнейшем развитии ребенка. Оно становится основой для формирования здоровой привязанности и способствует развитию его социальных навыков и отношений с другими людьми. Ребенок, преодолевший этот этап успешно, будет более независимым и уверенным в себе в будущем.

Важно помнить, что каждый ребенок проходит этапы привязанности по-разному. Некоторые дети могут застревать на втором этапе, требуя постоянной поддержки и одобрения, в то время как другие быстро переходят к следующим этапам. Родители и другие важные взрослые играют решающую роль в помощи ребенку преодолеть этот этап и развить здоровую привязанность.

Третий этап: Формирование эмоциональной связи

На третьем этапе развития привязанности происходит формирование эмоциональной связи между ребенком и матерью. В этом возрасте ребенок становится более активным и начинает проявлять интерес к миру вокруг себя. Мать становится для него центром внимания и источником эмоциональной поддержки.

Ребенок начинает активно искать контакт с матерью, и его эмоциональное состояние становится сильно зависимым от ее присутствия. Он определенным образом «привязывается» к матери и стремится быть рядом с ней.

На этом этапе ребенок также начинает проявлять солнечную улыбку и вести себя более общительно. Он радуется, когда его мать появляется, и испытывает тревогу, когда она уходит. Если изначальная привязанность между ребенком и матерью была безопасной и поддерживающей, то ребенок будет чувствовать себя уверенно и безопасно в окружающем мире.

Это время также характеризуется появлением сигналов обратной связи между ребенком и матерью. Ребенок начинает отвечать на эмоции матери своими собственными эмоциями, и матерь в свою очередь реагирует на сигналы ребенка. Таким образом, формируется взаимная эмоциональная связь, которая является основой для дальнейшего развития привязанности.

Проявления формирования эмоциональной связи на третьем этапе:
1. Активное стремление к контакту с матерью.
2. Радость и тревога при появлении и уходе матери.
3. Появление солнечной улыбки и более общительного поведения.
4. Сигналы обратной связи между ребенком и матерью.

На третьем этапе формирования привязанности ребенок начинает осознавать свое эмоциональное состояние и выражать его с помощью различных сигналов. Следующим этапом будет формирование более сложных и продолжительных связей, а также развитие более глубокого понимания эмоций и потребностей как у ребенка, так и у матери.

Четвертый этап: Разделение и независимость

На четвертом этапе привязанности ребенок начинает проявлять интерес к исследованию мира вокруг себя и становится все более самостоятельным. Разделение и независимость становятся основными задачами на данном этапе.

Ребенок начинает проявлять желание искать новые пути и варианты действий, а также участвовать в самостоятельных занятиях. Он активно изучает свое тело, двигается, ползает и стоит на ногах. Работа с предметами также является одной из главных задач на этом этапе – ребенок учится исследовать предметы, разные материалы и их свойства, развивая при этом мелкую моторику и координацию.

Необходимо отметить, что на этом этапе разделение и независимость от матери проявляются в малых дозах. Ребенок все еще нуждается в постоянной поддержке и понимании со стороны матери. Она помогает ему осваивать мир и справляться со сложностями. Однако, мать также поощряет и поддерживает попытки ребенка быть самостоятельным и делать все больше самостоятельных решений.

На данном этапе важно создать благоприятную атмосферу для развития независимой привязанности и дать возможность ребенку совершенствовать свои навыки. Поддерживающая и любящая обстановка, где ребенок может чувствовать безопасность и уверенность, поможет ему развиваться и становиться все более независимым и самостоятельным.

Добавить комментарий

Вам также может понравиться