Сколько главных стадий интеллектуального развития ребенка с рождения и до 15 лет выделяет ж Жан Пиаже


Жан Пиаже — известный швейцарский психолог и ученый, который сделал огромный вклад в изучение интеллектуального развития детей. Одной из самых важных концепций, сформулированных Пиаже, является теория стадийного развития.

Согласно этой теории, существует четыре главных стадии интеллектуального развития ребенка: сенсомоторная стадия, препорционально операциональная стадия, конкретная операциональная стадия и формальная операциональная стадия.

На первой стадии, сенсомоторной, которая длится примерно от 0 до 2 лет, ребенок узнает мир в основном через движения и ощущения. Он начинает понимать, что его действия источником изменений в окружающей среде. На этой стадии развиваются навыки координации движений и формируются первые представления о предметах.

Проходя на следующую ступень развития, ребенок попадает на препорационально операциональную стадию, которая продолжается примерно от 2 до 7 лет. В этот период начинает формироваться логическое мышление. Ребенок начинает проявлять сопоставление объектов и понимать, что определенные действия могут менять свойства предметов.

Третья стадия – конкретно операциональная, которая продолжается от 7 до 11-12 лет, характеризуется усовершенствованием логического мышления. Ребенок начинает понимать причинно-следственные связи, различать системы классификации и решать более сложные задачи.

После конкретной операциональной стадии ребенок переходит на последнюю стадию – формально операциональную. Этот период начинается примерно с 11-12 лет и характеризуется развитием абстрактного мышления. Ребенок становится способным рассуждать о гипотетических ситуациях и оперировать с абстрактными понятиями.

Таким образом, Жан Пиаже выделил четыре главных стадии интеллектуального развития ребенка, каждая из которых имеет свои характерные особенности и задачи. Знание этих стадий позволяет родителям и педагогам лучше понимать и поддерживать развитие ребенка на разных этапах его жизни.

Стадии интеллектуального развития ребенка по Жану Пиаже

Жан Пиаже, швейцарский психолог и философ, выделил четыре основных стадии интеллектуального развития ребенка: сенсомоторная стадия, преоперационная стадия, стадия конкретных операций и стадия формальных операций.

1. Сенсомоторная стадия: Охватывает период от рождения до примерно 2 лет. Ребенок приобретает знания об окружающем мире через ощущения своего тела и действия. В этой стадии развивается координация движений, появляются первые представления о причинно-следственных связях.

2. Преоперационная стадия: Продолжается примерно с 2 до 7 лет. В этой стадии развивается язык и символическое мышление. Дети начинают использовать символы и образы, чтобы представить себе определенные понятия и события. Однако, им еще трудно рассуждать логически и понимать пользу взглядов других людей.

3. Стадия конкретных операций: Продолжается примерно с 7 до 11 лет. Дети научаются мыслить более логически и систематически. Они способны решать проблемы, использовать классификацию и сериацию. Однако, их мышление все еще ограничено конкретными предметами и ситуациями.

4. Стадия формальных операций: Продолжается с примерно 11 лет до взрослого возраста. Ребенок становится способным рассуждать абстрактно и использовать логические операции для решения проблем. В этой стадии мышление становится более абстрактным и способствует более сложному рассуждению о моральных, этических и философских вопросах.

Эти стадии интеллектуального развития ребенка по Жану Пиаже помогают нам лучше понять и оценить когнитивные процессы и способности детей на разных этапах их развития.

Сенсомоторная стадия

Во время сенсомоторной стадии ребенок узнает и познает мир через свои ощущения и движения. Главной особенностью этой стадии является отсутствие понятий и символов. Ребенок еще не способен абстрагироваться от конкретного опыта.

В ходе сенсомоторной стадии ребенок развивает способность к координации движений и пониманию причинно-следственных связей. Он начинает осознавать, что его действия могут повлиять на окружающий мир.

На этой стадии ребенок активно исследует своё тело и окружающую среду. Он осваивает навыки ползания, ходьбы, лазания, а также изучает предметы путем схватывания, удара, втаскивания в рот и прочих манипуляций.

Сенсомоторная стадия является основополагающей для последующих стадий интеллектуального развития ребенка. Важно создавать для него безопасное и стимулирующее окружение, где он сможет активно исследовать и познавать мир.

Особенности сенсомоторной стадии:
Отсутствие понятий и символов
Усвоение понятия причинно-следственных связей
Развитие координации движений
Активное исследование собственного тела и окружающей среды
Осознание влияния своих действий на мир

Преоперациональная стадия

В этой стадии ребенок еще не обладает операциональным мышлением и не способен совершать ментальные операции. Он ориентируется на собственные переживания и эмоции, а не на объективную реальность. Ребенок начинает пользоваться символами, такими как слова и изображения, что позволяет ему представлять разные объекты и события.

Особенностью преоперациональной стадии является также эгоцентризм ребенка. Он не способен поставить себя на место другого человека и понять его точку зрения. Ребенок считает, что все видят и воспринимают мир так же, как он сам.

Преоперациональная стадия длится примерно с 2-х до 7 лет и является важным этапом в развитии мышления ребенка. На этом этапе ребенок учится представлять объекты и события в своем внутреннем мире, что подготавливает его для последующих стадий развития.

Добавить комментарий

Вам также может понравиться