Звукоряд — это система организации звуков, которая используется в музыке. Эта система состоит из нескольких основных ступеней, которые имеют свои названия и функции.
В стандартном звукоряде семь основных ступеней, которые обозначаются латинскими буквами. Первая ступень называется «тоника» и является главной ступенью в звукоряде. Она задаёт тональность и определяет характер всей мелодии или композиции.
Вторая ступень называется «субдоминанта» и обычно используется для создания переходов или укрепления гармонической структуры музыки. Она является неким промежуточным шагом между тоникой и доминантой.
Третья ступень — «доминанта», которая играет важную роль в музыке. Она создает напряжение и используется для подчеркивания конечной ступени — тоники. Доминанта является ключевым элементом при переходе от одной тональности к другой.
Звукоряд также включает в себя:
— «субмедианту» – четвертая ступень, которая обычно используется для создания гармонической развязки и перехода к новым мелодическим и гармоническим идеям;
— «медианту» – пятая ступень, которая играет важную роль в создании гармонической структуры песен и мелодий;
— «субдоминанту» – шестая ступень, которая часто используется для создания развития музыкальной композиции, переходов и конечных аккордов.
— «субтонику» – седьмая ступень, которая создает напряжение и подчеркивает конечную ступень — тонику. Вместе с доминантой, субтоника играет важную роль в гармоническом развитии музыки.
Это основные ступени звукоряда. Каждая ступень имеет свою уникальную функцию и вклад в создание гармонии и мелодичности музыки. Понимание этих ступеней помогает музыканту и композитору создавать музыку, передавая нужные эмоции и настроение слушателю.
Основные ступени звукоряда и их названия
- Тоника (I ступень) – первая ступень звукоряда, является основным звуком и определяет тональность музыкального произведения.
- Субдоминанта (IV ступень) – четвертая ступень звукоряда, находится на четыре тона ниже тоники.
- Доминанта (V ступень) – пятая ступень звукоряда, находится на пять тона выше тоники.
- Субмедианта (III ступень) – третья ступень звукоряда, находится на три тона ниже тоники.
- Медианта (VI ступень) – шестая ступень звукоряда, находится на шесть тона выше тоники.
- Супердоминанта (II ступень) – вторая ступень звукоряда, находится на два тона выше тоники.
- Субтоника (VII ступень) – седьмая и последняя ступень звукоряда, находится на семь тона выше тоники.
Таким образом, основные ступени звукоряда и их названия являются основой для построения музыкальных произведений и определения их тональности.
Ступень тоника
Ступень тоника обладает особым характером и стабилизирует звукоряд, создавая ощущение устойчивости. Она служит отправной точкой для мелодий и гармоний, а также является их завершением.
Часто ступень тоника используется в музыке для создания начала и окончания музыкальных произведений или их частей. Она также является основной ступенью для построения аккордов и мелодий.
Примеры ступени тоника:
В мажорной тональности:
Do – для тональности до мажор.
Re – для тональности ре мажор.
Mi – для тональности ми мажор.
В минорной тональности:
La – для тональности ля минор.
Ti – для тональности си минор.
Do – для тональности до минор.
Ступень субдоминанты
Она расположена ниже доминанты и выше субмедианты. Субдоминанта имеет важное функциональное значение в гармонии музыки и является важной составной частью аккордов и аккордовых последовательностей.
В мажорной тональности субдоминанта образуется на основе третьей ступени мажорной гаммы. Например, в тональности до мажор субдоминанта будет fa мажор.
В минорной тональности субдоминанта образуется на основе шестой ступени гармонической молодой гаммы. Например, в тональности ля минор субдоминанта будет re минор.
Аккорд на субдоминанте обычно звучит спокойнее и мягче по сравнению с аккордом на доминанте, и может использоваться для создания эффекта напряжения и расслабления в музыке.