Л.С. Волкова, известная российская ученая и педагог, в своих работах поднимает важную проблему – нарушения зрения у детей и его влияние на формирование речи. Она выделяет несколько уровней сформированности речи, которые зависят от степени нарушения зрения.
Первый уровень – это уровень «основного разъяснения речи», когда ребенок не видит речевое действие в полной мере и лишь составляет общее представление о нем на основе своих ощущений. На этом уровне важно использовать тактильные иследовательские материалы, чтобы помочь ребенку разобраться в мире звуков и слов.
Второй уровень – «фрагментарное знаковое компонентное разъяснение», на котором ребенок начинает понимать простейшие знаки и символы. Он осознает значимость отдельных слов и научается соединять их в простые фразы. На этом уровне, дополнительно к тактильным исследовательским материалам, важно использовать аудио- и видеоматериалы, чтобы помочь ребенку осознать связь между звуками, словами и действиями.
Уровни сформированности речи по Л.С. Волковой при нарушении зрения
При изучении формирования речи у детей с нарушением зрения, Л.С. Волкова выделила три уровня:
1. Уровень языкового развития
На данном уровне речь ребенка ограничена исполнением коммуникативных функций, таких как удовлетворение потребностей или выражение эмоций. Ребенок еще не осознает целостность и грамматическую структуру предложений, он не умеет пользоваться элементарным словарем и не способен воспринимать речь на слух. Здесь необходимо активно развивать слуховое восприятие и формирование семантического словаря.
2. Уровень речевого развития
На этом уровне дети с нарушением зрения начинают осознавать свое тело и окружающий мир. Они начинают учиться использовать речь для описания предметов, событий и своих действий. Ребенок начинает формировать словарь и грамматические навыки. Здесь основной акцент делается на развитие речи через моделирование зримых образов и употребление конкретной лексики.
3. Уровень речевой деятельности
На данном уровне дети с нарушением зрения активно используют речь для саморегуляции своих действий и установления социальных связей с окружающими. Они могут рассказывать о своих ощущениях, предлагать игры и действия, комментировать действия других людей. Здесь важно развивать грамматические и синтаксические навыки, а также развивать умение составлять рассказы и общаться с другими людьми.
Все уровни сформированности речи по Л.С. Волковой при нарушении зрения направлены на развитие коммуникативных навыков и формирование словаря у детей с такими нарушениями. Эти уровни позволяют эффективно наблюдать и корректировать процесс речевого развития и оказывать помощь малышам в их развитии.
Уровень развития зрительных и тактильных ощущений
На данном уровне ребенок осваивает базовые навыки восприятия мира вокруг себя через тактильные и зрительные ощущения. Он может ощущать и различать предметы и их особенности, такие как форма, размер, текстура и т.д. Ребенок также может использовать тактильные ощущения для идентификации предметов на ощупь и опознавания размеров и формы.
Постепенно, с развитием речи, ребенок начинает ассоциировать слова с ощущениями, что позволяет ему описывать свои впечатления и восприятие. Например, он может описывать текстуру предмета, его форму или цвет.
Особое значение на данном уровне имеет развитие тактильных и зрительных ощущений. Специальные упражнения и тренировки могут значительно повысить уровень сформированности этих ощущений у детей с нарушением зрения. Важно, чтобы образовательная программа включала такие упражнения, которые способствуют развитию речи и улучшению ощущений воспринимающих детей.