Стадии развития группы по Г.Стэнфорду и А.Роарку


Г. Стэнфорд и А. Роарк – два известных исследователя, которые в своих работах выделили определенное количество стадий развития группы. Процесс развития группы является сложной и интересной темой, поэтому исследователи постарались разобраться в каждой из стадий, чтобы лучше понять ее характер. Рассмотрим подробнее, сколько стадий развития группы выделяют Г. Стэнфорд и А. Роарк, а также особенности каждой из этих стадий.

Первая стадия – формирование группы. На этой стадии люди объединяются и формируют понятие о себе в качестве части группы. В этот период особенно важна коммуникация и установление первых контактов между участниками группы. Здесь активно проявляются врожденные инстинкты сотрудничества и поддержки друг друга. Группа начинает строить свою идентичность и общие цели.

Вторая стадия – конфликт и противостояние. Когда группа начинает работать вместе, возникают различия во взглядах, целях и методах работы. Возможны разногласия, конфликты и противостояние. Это естественный процесс, который помогает группе разобраться в своих целях и методах работы, а также укрепляет взаимоотношения между участниками группы.

Третья стадия – нормирование и согласованность. На этой стадии группа начинает разрабатывать свои нормы и значения. Участники группы устанавливают согласованные правила поведения и коммуникации. Взаимодействие становится более сплоченным и эффективным. Группа начинает успешно достигать совместных целей и решать задачи.

Четвертая стадия – работа и завершение. На последней стадии группа полностью сфокусирована на работе и достижении поставленных целей. Участники группы вносят вклад в общий процесс и работают над решением задач. В конце стадии группа заканчивает свою работу и достигает поставленных результатов. Завершение работы группы может быть как успешным, так и неуспешным.

Каждая стадия развития группы, выделенная Г. Стэнфордом и А. Роарком, имеет свои особенности и важность для процесса развития. Понимание каждой из стадий позволяет участникам группы и руководителям более эффективно управлять и развивать свою группу, достигать поставленных целей и совместно решать задачи.

Стадии развития группы по Стэнфорду и Роарку: описание каждой стадии

Г. Стэнфорд и А. Роарк выделяют 5 стадий развития группы:

1. Формирование (стадия обмерзания)

На этой стадии группа только начинает свою работу. Члены группы еще не знакомы друг с другом, у них нет общих задач и целей. На этом этапе происходит знакомство, установление контактов, формирование первичных взаимоотношений.

2. Бурление (стадия конфронтации)

На этой стадии в группе появляются первые конфликты и несогласия. Члены группы начинают активно выражать свои идеи, мнения и предпочтения. Это приводит к противоречиям и попыткам определить лидера или разделить власть.

3. Нормирование или нормативная стадия

На этой стадии группа начинает разрабатывать правила и нормы поведения, которые регулируют отношения между членами. В этот период группа старается достичь согласованности и сотрудничества, устанавливая ясные роли и ожидания.

4. Рабочая стадия (так называемое «нормативное конформирование»)

На этой стадии группа достигает своего максимального уровня продуктивности. Члены группы сотрудничают, обмениваются информацией, решают задачи и достигают поставленных целей. Это самая стабильная и эффективная стадия развития группы.

5. Дезинтеграция (распад)

На этой стадии группа распадается или прекращает свою деятельность. Это может произойти по различным причинам, включая достижение поставленных целей, уход членов группы или конфликты, которые не удалось разрешить. В ситуации успеха группа может также перейти к следующему проекту или задаче.

Понимание каждой стадии развития группы важно для эффективного управления и достижения поставленных целей. Руководители и участники группы могут адаптировать свои подходы и стратегии в зависимости от текущей стадии развития.

Формирование основ

Первая стадия развития группы, выделенная Г. Стэнфорд и А. Роарк, называется «формирование основ». На этой стадии участники группы только начинают знакомиться друг с другом, устанавливать взаимоотношения и определять свои роли внутри группы.

Важным аспектом формирования основ является установление принципов взаимодействия и общих целей для группы. Участники должны определить, как они будут работать вместе, какие правила будут действовать и какие усилия они будут прикладывать для достижения общей цели.

На этой стадии руководитель или фасилитатор группы играет важную роль в организации и проведении коммуникаций между участниками. Он помогает установить отношения в группе, создает обстановку доверия и поддерживает процесс формирования группы.

Кроме того, на этой стадии участники начинают формировать свое представление о задачах, которые им предстоит решить вместе. Они активно обсуждают и анализируют эти задачи, а также определяют свои роли и ответственности в их решении.

Формирование основ может быть непростым процессом, так как участники группы могут иметь различные взгляды и ценности, а также противоречивые интересы. Однако, если участники группы способны найти общий язык и разрешить конфликты, то они смогут успешно пройти эту стадию и перейти к следующей.

Экспрессия группы

Во время экспрессии группы, участники проявляют глубокое понимание задачи, очень четко ориентируются в своих ролях и обязанностях, а также активно взаимодействуют друг с другом. Группа действует как единое целое, обладая превосходной коммуникацией и координацией.

На стадии экспрессии группы, члены группы успешно преодолели конфликты и проблемы, которые возникали на предыдущих стадиях. Они развили взаимное доверие и уважение друг к другу, что позволяет группе работать эффективно и достигать высоких результатов.

Важной характеристикой экспресии группы является высокий уровень автономии. Участники группы способны самостоятельно принимать решения и действовать без необходимости постоянного руководства. Они чувствуют себя уверенно и ответственно на рабочем месте, что способствует повышению производительности и качества работы.

В этом этапе группы, участники могут проявить новые идеи и креативные подходы к работе. Они могут осуществлять инновационные проекты и преодолевать предыдущие рамки производственного процесса. Группа чувствует себя вдохновленной и мотивированной для достижения новых высот.

Однако, на стадии экспрессии группы может возникнуть угроза ослабления связи с внешней средой. Группа может концентрироваться только на себе и не обращать внимания на широкий контекст своей деятельности. Поэтому необходимо учесть эту особенность и поддерживать связи группы с внешними структурами и ресурсами.

В идеале, экспрессия группы должна быть стабильной и продолжительной. Однако, по мере изменения условий работы и состава группы, процесс развития может начаться сначала, с первой стадии формирования группы. Поэтому важно понимать, что развитие группы — это непрерывный процесс, требующий постоянной поддержки и управления со стороны руководителя.

Норминг

На этой стадии члены группы обычно испытывают чувство неопределенности и тревоги. Они интересуются ожиданиями других участников, определяют свои роли и привыкают к правилам и нормам группы. Норминг помогает группе создать чувство принадлежности и взаимодействия, что способствует успешному выполнению задач.

В процессе норминга группа формирует свои цели и ценности, а также разрабатывает способы решения конфликтов и принятия решений. Члены группы в этот период начинают проявлять интерес и поддержку друг друга, а также устанавливают границы и ожидания взаимного поведения.

Основной задачей на стадии норминга является построение большего согласия и единства в группе. Взаимное уважение, открытое общение и понимание помогают пережить период неуверенности и сомнений, и прийти к консенсусу.

Групповой лидер и члены группы стимулируют норминг, предоставляя возможности для открытого общения, участия и сотрудничества. Они создают позитивную обстановку и поощряют членов группы выражать свои мысли и идеи без страха отвержения.

Работа и производительность

На второй стадии развития группа начинает созревать и проявлять повышенную активность. Участники начинают лучше понимать свои роли и функции, а также начинают проявлять большую инициативу и участие в работе группы. Взаимодействие и коммуникация внутри группы становятся более эффективными.

Третья стадия развития группы характеризуется тем, что группа достигает оптимальной производительности. Участники группы хорошо знают свои роли и обязанности, сотрудничают друг с другом и способны эффективно достигать поставленных целей. В этой стадии группа успешно и самостоятельно решает возникающие проблемы и конфликты.

На последней стадии развития группы происходит обратное движение. Группа начинает распадаться и терять свою производительность. Участники могут начать испытывать разочарование и усталость от работы в группе, появляются конфликты и дезинтеграция. Это может быть вызвано как внутренними факторами, так и внешними воздействиями.

  • Первая стадия развития группы: формирование.
  • Вторая стадия развития группы: бурление.
  • Третья стадия развития группы: нормализация.
  • Четвертая стадия развития группы: дезинтеграция.

Важно помнить, что каждая группа и каждый процесс развития группы уникален, и все стадии могут происходить с разной интенсивностью и продолжительностью.

Добавить комментарий

Вам также может понравиться