1 статья Конституции Российской Федерации — Основные принципы устройства государства и правового статуса граждан России


Статья 1 Конституции Российской Федерации является фундаментальным законом, определяющим и гарантирующим основы политической, правовой, социальной и экономической системы России. В этой статье закреплено главное принципиальное положение – Россия есть демократическое правовое государство, в котором власть исходит от народа.

В данной статье Конституции изложены основные ценности и принципы, на которых строится государственный строй России. Важно отметить, что эти ценности заключаются не только в признании и защите прав и свобод граждан, но и в обеспечении развития каждого отдельного человека, его духовности, культуры и самореализации.

Основные положения статьи 1 Конституции Российской Федерации подчеркивают важность гармоничного развития общества, устойчивости и защищенности государственного устройства. Они заложили свои корни в общепризнанных международных нормах и принципах демократии, правового государства и гражданского общества.

Основные принципы основного закона РФ

Статья 1: Конституция Российской Федерации опирается на следующие основные принципы:

1. Суверенитет и независимость Российской Федерации. Российская Федерация является суверенным и независимым государством, обеспечивающим свою безопасность, сохранение территориальной целостности и неприкосновенность своих границ.

2. Демократический строй и правовое государство. Российская Федерация является демократическим государством, основанным на принципах правового государства. Все органы государственной власти и должностные лица обязаны действовать на основе Конституции и законов, соблюдать права и свободы человека и гражданина.

3. Федеративный строй и равноправие субъектов Российской Федерации. Российская Федерация является федерацией, состоящей из регионов и городов федерального значения. Субъекты Российской Федерации обладают равными правами и свободами, собственной конституцией и законами.

4. Уважение и защита прав и свобод человека и гражданина. Российская Федерация обязуется уважать и защищать права и свободы человека и гражданина, обеспечивать равные возможности для их реализации и защиты.

5. Равенство перед законом и запрет дискриминации. В Российской Федерации любой человек равен перед законом и судом, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и иным обстоятельствам.

6. Гарантии и защита права собственности. Приватизация имущества является основой рыночной экономики в Российской Федерации. Государство гарантирует и защищает право собственности, включая право наследования, в соответствии с Конституцией и законами.

7. Социальная ориентация и социальное государство. Российская Федерация стремится обеспечить достойный уровень жизни и благополучие своих граждан, развивать социальную сферу, обеспечивать социальное равенство и справедливость.

Государственное устройство России

Законодательная власть в Российской Федерации принадлежит Федеральному Собранию, состоящему из Совета Федерации и Государственной Думы. Совет Федерации представлен субъектами Российской Федерации, а Государственная Дума — избирается гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права.

Исполнительная власть в Российской Федерации принадлежит Президенту, который является главой государства и обладает большими полномочиями. Президент избирается населением посредством всеобщего равного и прямого голосования на срок шести лет.

Судебная власть в Российской Федерации осуществляется на основе судебной системы. Высшими судебными органами являются Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации и Верховный арбитражный суд Российской Федерации. Они обеспечивают защиту прав и свобод граждан, а также осуществляют контроль за соблюдением конституционного порядка.

Правовой статус граждан

Граждане Российской Федерации обладают следующими основными правами:

  1. Право на жизнь, защиту здоровья и личную неприкосновенность.
  2. Право на свободу личности и неприкосновенность жилища.
  3. Право на свободу мысли, совести, религии, слова и информации.
  4. Право на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства.
  5. Право на неприкосновенность владения.
  6. Право на труд и защиту в сфере трудовых отношений.
  7. Право на защиту от произвола власти.
  8. Право на судебную защиту и неприкосновенность признанной невиновностью.
  9. Право на защиту и охрану здоровой окружающей среды.
  10. Право на социальную защиту, включая право на образование, жилье, медицинскую помощь и пенсионное обеспечение.

Кроме указанных прав, граждане России также обязаны соблюдать Конституцию и законы страны, выполнять обязанности, определенные Конституцией и законами, уважать права и свободы других граждан, сохранять и приумножать культурное и природное наследие страны.

Права и свободы человека

Каждый человек имеет неприкосновенное право на жизнь, свободу, недотрогаемость и личную неприкосновенность.

Каждый человек равен перед законом и судом.

Каждый человек имеет право на уважение частной жизни, личную и семейную тайну.

Каждый человек имеет право на свободу мысли и слова, на получение и распространение информации.

Каждый человек имеет право на свободу вероисповедания, включая право исповедовать, выбирать и распространять любую религию или отказываться от нее.

Каждый человек имеет право на свободу совести и на свободу мировоззрения.

Каждый человек имеет право на свободу перемещения и выбор места пребывания на территории Российской Федерации.

Каждый человек имеет право на свободу массовой информации.

Каждый человек имеет право на свободу участия в делах государства, на равенство всех перед законом и государством.

Федеративное устройство государства

Статья 1 Конституции Российской Федерации определяет основные принципы государственного устройства. Федеративное устройство Российской Федерации закреплено в статье 5 Конституции, по которой Российская Федерация состоит из субъектов — республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных образований — автономной области, автономной республики и города Москвы.

Федеративное устройство государства обеспечивает объединение и согласование интересов различных субъектов Российской Федерации, позволяет учитывать особенности каждого региона и обеспечивать его самоуправление в соответствии с федеральным законодательством.

Законодательная власть

2. Законодательная власть осуществляется Федеральным Собранием Российской Федерации, которое состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы.

3. Совет Федерации представляет интересы субъектов Российской Федерации и состоит из представителей федеральных субъектов.

4. Государственная Дума представляет интересы российских граждан и избирается на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

5. Федеральное Собрание Российской Федерации принимает федеральные законы, утверждает федеральный бюджет, осуществляет контроль над деятельностью исполнительной власти.

6. Законодательная власть обладает исключительным правом на принятие законов, которые обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.

Исполнительная власть

Исполнительная власть в Российской Федерации осуществляется президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти.

Президент Российской Федерации является главой государства и обладает высшей исполнительной властью. Он назначает председателя Правительства Российской Федерации и других членов Правительства, предлагает кандидатуру председателя Счетной палаты и предлагает кандидатуры судей в высший судебный орган страны.

Правительство Российской Федерации является коллегиальным исполнительным органом, осуществляющим руководство государственным аппаратом и решающим вопросы управления страной. Оно состоит из председателя Правительства, его заместителей и федеральных министров.

Федеральные органы исполнительной власти осуществляют исполнение законодательства и актов президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. Они разрабатывают и вносят предложения о разработке законов и программ развития различных сфер деятельности государства.

Исполнительная власть выполняет функции по обеспечению правопорядка, защите прав и свобод граждан, обороне страны, обеспечению социально-экономического развития и благополучия населения.

Судебная власть

Судебная власть в Российской Федерации осуществляется судами, предназначенными для рассмотрения и разрешения споров, связанных с применением законов и защитой прав и свобод граждан.

Судебная власть является одной из основных ветвей власти и независима от исполнительной и законодательной власти.

Судебная система Российской Федерации включает в себя Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, федеральные суды общей юрисдикции, федеральные суды арбитражной юрисдикции, военные суды и суды общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

Судебная система осуществляет защиту прав и свобод граждан, обеспечивает исполнение законов, рассматривает уголовные, гражданские, административные и иные дела, возникающие на территории Российской Федерации.

  • Конституционный Суд Российской Федерации рассматривает конституционные жалобы, проверяет соответствие законов и иных нормативных актов Конституции Российской Федерации, решает вопросы конституционного значения.
  • Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом общей юрисдикции и рассматривает дела, вынесенные в кассационном порядке.
  • Федеральные суды общей юрисдикции и федеральные суды арбитражной юрисдикции рассматривают первоинстанционные и апелляционные дела.
  • Военные суды рассматривают уголовные дела и дела, связанные с применением военного законодательства.
  • Суды общей юрисдикции субъектов Российской Федерации осуществляют юрисдикцию в рамках своей территории.

Принципы и порядок изменения Конституции РФ

  • Конституция Российской Федерации является основным законом страны и может быть изменена только путем проведения референдума.
  • Изменение Конституции может осуществляться только в случае соблюдения определенного порядка, установленного в статье 134 Конституции РФ.
  • Инициатива по внесению изменений в Конституцию может исходить от Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов государственной власти, палат Федерального собрания, а также от субъектов Российской Федерации, иных органах государственной власти, органах местного самоуправления и граждан Российской Федерации.
  • При проведении референдума по вопросу изменения Конституции необходимо обеспечить широкое участие граждан, а также гарантировать их свободное выражение воли.
  • Для принятия решения о внесении изменений в Конституцию референдум должен быть признан состоявшимся, если за его участие проголосовало не менее двух третей от общего числа избирателей.
  • По результатам референдума о внесении изменений в Конституцию, необходимое решение принимается после проведения конкретных процедур, установленных статьей 136 Конституции РФ.

Добавить комментарий

Вам также может понравиться