Чему учит произведение «Мещанин во дворянстве»


Произведение «Мещанин во дворянстве» Григория Горина, написанное в 1836 году, является одним из самых известных комедийных произведений русской литературы. Это произведение задевает основные проблемы своего времени и показывает читателю путь главного героя от простого мещанина до дворянства. Несмотря на свою забавность, пьеса учит нас нескольким важным урокам.

Прежде всего, «Мещанин во дворянстве» показывает, что положение и статус в обществе не всегда определяются заслугами и талантами человека. Главный герой, Молчалин, не обладает ни образованием, ни членством в знатной семье. Однако, благодаря своей хитрости и жажде социального восхождения, он находит способы преодолеть все трудности и стать дворянином.

Во-вторых, пьеса учит нас быть осторожными и не пренебрегать своей историей и происхождением. Испорченная происхождением дочь Молчалина, Капитолина, выдает себя за потомственную дворянку. В итоге, ее обман раскрывается и она становится предметом насмешек для всех. Это напоминает нам, что честность и достоинство не могут быть куплены или выдуманы.

И наконец, «Мещанин во дворянстве» учит нас не бояться быть самими собой. Главный герой Молчалин притворяется дворянином, но все равно продолжает быть честным и добрым человеком. Пьеса показывает, что даже в условиях, когда все вокруг на нас смотрят, мы должны оставаться верными своим принципам и ценностям.

Уроки этикета и социальной адаптации

Произведение «Мещанин во дворянстве» Грибоедова преподносит нам целый ряд уроков, связанных с этикетом и социальной адаптацией. Главный герой комедии, Трубодуев, усиленно старается приспособиться к аристократической среде, но его неуклюжие попытки и неумение соблюдать правила этикета только смешат окружающих.

Первый урок: Важность поведения в соответствии с общепринятыми нормами и правилами. Трубодуев, не знакомый с этикетом дворянской среды, попадает в смешные и неловкие ситуации, которые только подчеркивают его низкое происхождение и неспособность адаптироваться к новому статусу.

«Сударь князь, ая дорога жаль, – наперед извиняется Трубодуев, преувеличивая свою снисходительность. – Я то ведун! Я, голубчик, из гражданского рода… Ну, а… а как сказать…»

Второй урок: Внешняя приличная манера поведения не гарантирует внутренних качеств героя. Трубодуев уверен в своей благородности и величии души, но его поступки и высокопарная речь лишь обнаруживают его ложную гордость и самолюбие. Он способен на грязные и мелкие махинации ради достижения своих целей.

«Отчаюсь, Аринушка!» – восклицает Трубодуев, обморочная дворянка, которую он переспорить даже подумать не может. – «Еще если бы Сударь, философ, олицетворенная милость, услышал меня в самом деле, то уплетал бы свою вагонку от брекеты до полиоминда, свою жареную рыбинку!»

Третий урок: Признание и принятие своего места в обществе. Трубодуев на протяжении всей пьесы отказывается признавать свое происхождение и провозглашает себя покровителем аристократической среды. Это только усугубляет его ситуацию и вызывает насмешки со стороны окружающих.

«Я служебное лицо, – возмущается Трубодуев. – Имею таковые конфирмации, – таковые доказательства, что я могу ехать в нужное место и покровительствовать делу!»

Таким образом, произведение «Мещанин во дворянстве» является непреходящим и актуальным источником уроков этикета и социальной адаптации, показывая нам, что собственная идентичность и благородство не могут замаскировать недостатки и неумения приспособиться к обществу.

Как правильно выступать перед дворянским обществом

1.

Соблюдение этикета и традиций.

Перед выступлением перед дворянским обществом необходимо ознакомиться с основными правилами этикета и традициями этого класса. Платон Ипполитович Орлов внимательно слушал советы старших дворян и принимал на себя образ и манеры высокородных людей. Он говорил на таком же языке, в том же стиле и использовал подходящие формы обращения, что помогало ему установить связь с аудиторией и вызывало положительные эмоции.

2.

Знание своей аудитории.

Перед выступлением необходимо хорошо изучить свою аудиторию: узнать ее предпочтения, интересы, ценности. Платон Ипполитович Орлов общался с дворянами, интересовался их делами, показывал свою заинтересованность. Это помогало ему найти общие точки для общения и подчеркнуть свою компетентность.

3.

Убедительность и непринужденность.

Самое важное в выступлении перед дворянским обществом – быть убедительным и естественным. Платон Ипполитович Орлов умел создать непринужденную атмосферу, вести разговор по существу, умело использовал иронию и высокий стиль речи. Он представлял свои идеи убедительно и без излишней агрессии, что помогало ему завоевывать доверие аудитории и создавать позитивное впечатление.

4.

Умение подстраиваться под ситуацию.

В выступлении перед дворянским обществом важно умение гибко подстраиваться под конкретную ситуацию. Платон Ипполитович Орлов в своих выступлениях адаптировался под слушателей, умело использовал разные стили речи и конкретные примеры для иллюстрации своих идей. Это помогало ему быть успешным и привлекать внимание аудитории.

Важность знания своего места в обществе

Произведение «Мещанин во дворянстве» развивает тему важности знания своего места в обществе. Главный герой Кукушкин не только желает получить дворянское звание, но и стремится изменить свою внутреннюю сущность.

Александр Кукушкин воплощает типичного представителя мещанского класса, у которого нет своего истинного образования и достаточного состояния, чтобы быть удовлетворенным своим положением в обществе. Он мечтает перебраться на дворянскую ступень, надеясь, что слава и привилегии помогут ему решить все проблемы и сделать его счастливым.

Однако происходящие события в пьесе показывают, что переменить свое положение в обществе не так просто, как может показаться. Кукушкин в конечном итоге не только теряет всю свою собственность, но и понимает, что его жизненные ценности и принципы были неправильными. Он осознает, что истинное благополучие и счастье не зависят от общественного положения и звания, а являются результатом самореализации и принятия своего места в обществе.

Урок, который дает произведение, заключается в том, что знание и признание своего места в обществе позволяет человеку научиться ценить и развивать собственные качества, а также понимать, что счастье не зависит от внешних факторов. Кукушкин, стремясь стать дворянином, готов был пожертвовать всем, но в итоге узнал, что его настоящая ценность идет от его внутренней сущности и взаимоотношений с другими людьми.

Как избегать конфликтов и подчеркнуть свою значимость

Одной из главных причин конфликтов между людьми является стремление одного человека подчеркнуть свое превосходство над другими. В произведении это иллюстрируется через ряд персонажей, которые пытаются обособиться и показать, что они выше по социальной лестнице. Однако, Фонвизин указывает на то, что такое стремление только подрывает отношения и приводит к конфликтам. Напротив, главный герой пьесы, Горяев, благородный купец, представляет образец того, как избежать конфликтов. Он отличается модерностью мышления, готовностью принять новые идеи и оставаться открытым к общению с людьми из других слоев общества.

Чтобы подчеркнуть свою значимость, Фонвизин использует сравнительные характеристики персонажей. Например, героиня пьесы, Наталья Алексеевна, определенными поступками и высказываниями демонстрирует свою уверенность и силу характера. Она не делает вид, что она кем-то не является, и не стесняется своей принадлежности к мещанскому классу. Свободное обращение с языком и умение говорить на равных с дворянами также подчеркивает ее значимость и независимость.

  • Основной урок, который можно извлечь из произведения, заключается в том, что избегание конфликтов и подчеркивание своей значимости происходит в результате уважительного и неконфронтационного общения с другими людьми.
  • Стремление к высокому положению и стремление к превосходству над другими может быть причиной конфликтов и теряет важность в контексте настоящей ценности человеческих отношений.
  • Быть уверенным в себе и быть самим собой — это основные составляющие подчеркивания своей значимости, независимо от социального статуса.
  • Ключевой фокус в общении должен быть на уважении других и позитивных стратегиях, таких как диалог и принятие новых идей.

Добавить комментарий

Вам также может понравиться