Общие характерные признаки классической школы и основные этапы ее эволюции


Классическая школа в управлении является одним из главных подходов в организации и управлении предприятиями. Она возникла во второй половине XIX века и до сих пор оказывает влияние на современные подходы к управлению. Основные признаки классической школы включают в себя рационализм, систематический подход, акцент на структуру и формализацию процессов.

Эволюция классической школы прошла через несколько этапов, каждый из которых внес свой вклад в развитие управленческой мысли. Первым этапом является научное управление, который развернулся в конце XIX — начале XX века при участии таких теоретиков, как Фредерик Тейлор и Генри Файоль. Они разработали методы систематического изучения и анализа рабочих процессов, повышая эффективность производства.

Вторым этапом эволюции классической школы стал административный подход, который развивался на протяжении XX века. Этот подход уделял большое внимание организационным структурам и процессам. Одним из основных представителей административного подхода был Хенри Файоль, который сформулировал принципы организации и управления предприятием.

Третьим этапом был учетно-аналитический подход, развивавшийся в 50-60 годах XX века. Этот подход пропагандировал систематический анализ и контроль за производственными процессами с помощью учетно-аналитических методов. В этот период были разработаны средства планирования и контроля, такие как бюджетирование и учет затрат.

Основные этапы становления

Классическая школа управления прошла несколько этапов становления и развития. Каждый из этих этапов внес свой вклад в формирование представлений об управлении и оказал значительное влияние на последующие направления развития управленческой мысли.

1. Научное движение (тайм-менеджмент).

Первым этапом становления классической школы управления было научное движение, которое возникло в конце XIX — начале XX века. Основные представители этого этапа: Фредерик Тейлор, Генри Файоль и другие. Они разработали принципы рационализации труда и управления временем, а также заложили основу для развития тайм-менеджмента.

2. Классическая теория управления.

На следующем этапе развития классической школы управления формировалась классическая теория управления. Основоположниками этой теории являются Генри Файоль, Лоренцо Масси и др. Они разработали принципы научной организации труда, принципы исключительного руководства, принципы участия и мотивации персонала.

3. Принципы административного управления.

На третьем этапе становления классической школы управления были развиты принципы административного управления. Этот период связан с именами Анри Файоля и Жоржа Файоля. Они разработали принципы построения четкой иерархической структуры управления, определили функции управления и принципы организации.

4. Гуманитарный подход.

В дальнейшем развитии классической школы управления был придан больший акцент на человеческий фактор в управлении. Этот этап связан с именами Эльтон Майо, Абрахама Маслоу, Фредерика Херцберга и других. Они уделяли внимание мотивации, подбору и развитию персонала, а также организационной культуре.

5. Современные подходы.

В настоящее время классическая школа управления продолжает развиваться и совершенствоваться. Появились новые теории и методы, такие как теория систем, теория контингентного управления, теория управления знаниями и другие. Однако, несмотря на изменения в эволюции школы управления, она остается важной и актуальной основой для изучения и практики управления.

Формирование теоретических основ

Одной из ключевых теоретических основ классической школы стала теория научного управления, которая была разработана Фредериком Тейлором в начале XX века. Согласно этой теории, управление является наукой, основанной на строгих исследованиях и экспериментах. Тейлор предложил применять систематические методы и научные принципы для оптимизации процессов производства и увеличения производительности труда.

Кроме того, на этом этапе были разработаны исследования по разделению труда и управленческим функциям. Генри Файоль развил концепцию разделения труда, утверждая, что каждый работник должен заниматься только определенными задачами, осуществлять свою функцию. Это позволяло достичь большей специализации и повышения эффективности труда.

Кроме того, на данном этапе были сформулированы принципы управления, такие как принципы иерархии, единства руководства, подчинения и др. Эти принципы стали основой для развития различных методов и моделей управления, а также практического применения классических подходов во многих организациях и компаниях.

Добавить комментарий

Вам также может понравиться