Сколько уровней выделяет шадриков в структуре учебной деятельности


Учебная деятельность изучается на протяжении всей учебной жизни каждого человека. Она является основой для приобретения новых знаний и развития навыков. Важно понимать, что учебная деятельность включает в себя определенную структуру, которую можно разделить на несколько уровней. Классификация уровней учебной деятельности была предложена Шадриковым, и его подход получил широкое признание среди педагогов.

Согласно Шадрикову, в структуре учебной деятельности можно выделить пять уровней: репродуктивный, реактивный, продуктивный, творческий и исследовательский. Каждый уровень имеет свои особенности и характерные виды деятельности.

На репродуктивном уровне учащийся осваивает конкретные знания и умения, полученные от учителя или из учебника. Он воспроизводит информацию без значительного понимания и применения ее в новых ситуациях. На реактивном уровне ученик уже способен применять полученные знания для решения простых задач и ситуаций.

Продуктивный уровень предполагает возможность создавать что-то новое на основе полученных знаний и умений. Учащийся может адаптировать информацию и использовать ее в новых ситуациях. Творческий уровень подразумевает способность к самостоятельному мышлению, генерации идей, поиску нетривиальных решений задач. Наконец, исследовательский уровень предоставляет возможность для самостоятельного открытия новых знаний и понимания их глубинных принципов.

Исследование и классификация уровней учебной деятельности помогает педагогам эффективно организовать образовательный процесс и разработать соответствующие задания и методы обучения. Каждый уровень представляет собой важный шаг в развитии ученика и способствует формированию его умственных навыков и интеллектуальной самостоятельности.

Шадриков о структуре учебной деятельности

Юрий Шадриков выделяет четыре уровня в структуре учебной деятельности: операцию, действие, речевое действие и речевое сообщение.

УровеньОписание
ОперацияСамая маленькая часть учебной деятельности, атомарное действие учащегося.
ДействиеСовокупность операций, объединенных в задачу или упражнение.
Речевое действиеДействие, в котором используется речь, например, формулировка задачи или объяснение теории.
Речевое сообщениеСамый большой уровень, объединяющий несколько речевых действий и действий в единое целое, например, весь письменный ответ на задание.

Понимание этих уровней позволяет анализировать и описывать структуру учебной деятельности и оптимизировать ее для эффективного обучения.

Уровни структуры учебной деятельности

Первый уровень — это организационно-планировочный уровень, на котором осуществляется планирование и организация учебного процесса. На этом уровне принимаются решения о целях, задачах, содержании, методах и формах обучения.

Второй уровень — это технологический уровень, на котором происходит выбор и применение определенных методов и форм обучения. К этому уровню относятся методы организации занятий, применение современных образовательных технологий, использование интерактивных методов обучения и т.д. На этом уровне осуществляется непосредственная педагогическая деятельность.

Третий уровень — это уровень контроля и оценки учебной деятельности. Здесь применяются методы контроля знаний, умений и навыков учащихся, проводятся тестирования и экзамены. Контроль и оценка помогают оценить результаты обучения и корректировать учебную деятельность.

Важно отметить, что каждый из этих уровней взаимосвязан и влияет на другие. Успешное обучение требует осознанной работы на всех трех уровнях, чтобы достичь оптимальных результатов.

Содержание учебной деятельности

Шадриков выделяет несколько уровней содержания учебной деятельности, которые отличаются по степени абстрактности и сложности.

  1. Эмпирический уровень представляет собой непосредственное восприятие и понимание предмета изучения. На этом уровне студенты знакомятся с базовыми фактами, явлениями и опытом, используя наблюдение, эксперимент и интуитивное мышление.
  2. Теоретический уровень включает в себя систематизацию и анализ собранной эмпирической информации. Студенты изучают закономерности, причинно-следственные связи и теоретические модели. На этом уровне важно развить умение абстрагироваться и логическое мышление.
  3. Практический уровень связан с применением теоретических знаний на практике. Студенты решают практические задачи, применяют методы и инструменты изучаемого предмета. Развитие навыков, умений и практического опыта является основной целью этого уровня.
  4. Творческий уровень предполагает выход за пределы изученного материала и поиск новых решений, идей и подходов. Студенты на этом уровне способны самостоятельно формулировать и разрабатывать собственные проекты, исследования и эксперименты.

Вместе эти уровни образуют целостную структуру учебной деятельности, которая позволяет студентам развиваться и достигать поставленных целей обучения.

Добавить комментарий

Вам также может понравиться