Егоров – один из пионеров исследования процесса обучения чтению, предложил интересный подход, расчленяющий этот процесс на несколько ступеней. Он утверждает, что чтение не является простым навыком, а представляет собой сложный механизм, который требует развития различных умений и навыков.
Согласно теории Егорова, существует пять ступеней формирования навыка чтения. Первая ступень – фонематическая. На этом этапе дети осваивают азбуку, учатся распознавать звуки и ассоциировать их с буквами. Они научаются осознавать и выделять звуки в слове, а также учатся соединять их в слоги и слова. Именно на этом этапе формируется связь между звуками и буквами, и дети начинают писать и читать простые слова.
Вторая ступень – лексическая. На данном этапе происходит расширение словарного запаса у детей. Они учатся читать и понимать сложные слова и фразы. Дети начинают использовать контекст чтения для определения значения слов и формируют общее представление о мире. Они активно читают детскую литературу и учитывают смысловые особенности прочитанных текстов.
Егоров и формирование навыка чтения
- Первая ступень — это ознакомление с буквами и узнавание их звукового значения. В этом этапе ребенок при помощи взрослого учится различать звуки и связывать их с определенными буквами.
- Вторая ступень — формирование навыка чтения слогов. На этом этапе ребенок учится складывать звуки в слоги и читать простые слова.
- Третья ступень — чтение слов с ударением. Ребенок научается правильно расставлять ударение в словах и читать их с пониманием.
- Четвертая ступень — образование предложений. Ребенок начинает понимать структуру предложений и учится выделять основные и второстепенные слова.
Егоров придавал большое значение каждой ступени формирования навыка чтения, так как считал, что качественное чтение является основой для успешного обучения и развития детей. Его работы стали основой для создания множества методик и учебных материалов по развитию навыков чтения у детей разного возраста.
Определение ступеней
Егоров выделил следующие ступени формирования навыка чтения:
1. Потребительская ступень. На данной ступени осуществляется пассивное восприятие текста, без понимания его смысла. Пользователь просто проходит глазами текст, не фиксируя основные идеи и детали.
2. Репродуктивная ступень. На этой ступени читатель уже способен воспроизводить смысл прочитанного, но только при условии, что он помнит и знает каждое слово и фразу.
4. Творческая ступень. На этой ступени читатель способен анализировать, сравнивать, критиковать информацию и формулировать собственные мысли на основе прочитанного.
Знание этих ступеней помогает понять, как развивается навык чтения у человека и какими методами его можно совершенствовать.
Практика чтения на разных ступенях
Один из известных ученых, А. А. Егоров, выделил в своих исследованиях шесть ступеней формирования навыка чтения у детей. Практика чтения на каждой из этих ступеней основана на определенных принципах и методах обучения.
1. Звукословная ступень – на данной ступени дети учатся правильному произношению звуков и букв. Основная задача – научить детей правильно распознавать и декодировать звуки, связанные с буквами, и формировать первые навыки связывания букв с произношением звуков.
2. Буквословная ступень – на этой ступени дети учатся опознавать буквы, различать их формы и связывать их с звуками. Важным элементом практики чтения на данной ступени является знакомство с алфавитом, его повторение и закрепление.
3. Слоговая ступень – на данном этапе дети начинают учиться читать слоги. Они узнают, как составлять слова из слогов и выделять их в словах. Детям предлагаются упражнения на чтение слов по слогам для развития навыка чтения.
4. Цельнословная ступень – здесь дети становятся способными читать отдельные слова и короткие предложения. Упражнения на чтение слов и предложений помогают им развивать навык чтения на этой ступени.
5. Замысловатая ступень – на данном этапе дети уже способны понимать содержание прочитанного, выделять основные идеи и находить информацию по заданному вопросу в тексте. Практика чтения включает задания на понимание текста и проверку умения обобщать информацию.
6. Эмотивная ступень – здесь дети развивают понимание эмоциональной окраски текстов и умение выразительно читать. Они учатся передавать эмоции и настроение, присущие тексту, при чтении вслух. Эмоциональная практика чтения помогает детям развивать свою речь и умение выражать свои мысли.
Вся практика чтения на разных ступенях является важным подспорьем для формирования навыка чтения у детей. Каждая ступень требует отдельной работы и усилий, но они вместе способны сделать из детей грамотных и уверенных читателей.