Что такое обломовщина с точки зрения добролюбова


Обломовщина — одно из ключевых понятий в русской литературе, проникшее в нашу культуру и ставшее символом бездействия и пассивности. Термин «обломовщина» был введен в обиход одним из крупнейших русских критиков 19 века — Н. Г. Добролюбовым.

Добролюбов считал обломовщину одним из главных недостатков русского общества своего времени. По его мнению, обломовщина проявлялась в лени и безразличии к судьбе страны, отсутствии любой активной жизненной позиции. Главный герой романа «Обломов» Ива́н Гончаро́в, созданный Иваном Тургеневым, стал ярким примером обломовщины.

Добролюбов видел в обломовщине возмущение своих времен и социальную проблему, которую нужно решать. Однако, несмотря на негативную оценку обломовщины, Добролюбов призывал к пониманию причин ее возникновения. Он считал, что образ «обломова» является одним из показателей того, что общество России тормозит прогресс и нуждается в перемене.

Таким образом, обломовщина с точки зрения Добролюбова — это не только отрицательное явление, но и показатель проблемы, которую нужно решать. Он призывал русское общество к активному противостоянию бездействию и лени, чтобы изменить ситуацию и развиваться в правильном направлении.

Добролюбов и его взгляд на обломовщину

Николай Алексеевич Добролюбов, выдающийся русский критик и публицист XIX века, ярко выразил свою позицию в отношении обломовщины. Понятие «обломовщина» возникло на основе романа И.А. Гончарова «Обломов», который с иронией и критическим взглядом описывает общественную лень и пассивность, показывая их негативные последствия на личностном и социальном уровнях.

Добролюбов видел в обломовщине уничтожение творческого потенциала, интеллектуальную и моральную деградацию личности. Он подчеркивал, что обломовщина является препятствием на пути общественного и личностного прогресса.

В своих рассуждениях Добролюбов обращает внимание на тот факт, что обломовы не сознают свою общественно-историческую миссию и оправдывают свою пассивность принципом «наслаждайся жизнью». Но эта позиция, по мнению Добролюбова, является иллюзорной и противоречивой.

Добролюбов полагал, что обломовщина возникает из пережитков феодального строя, из системы крепостного права. В условиях крепостного тяготения, считал Добролюбов, труд был не ценен и неуважаем. Люди были запуганы и лишены возможности развития, что привело к пассивности и бездействию.

Таким образом, Добролюбов осуждал обломовщину как явление, препятствующее социальной и интеллектуальной эмансипации личности. Он призывал к борьбе с инерцией и пассивностью, к развитию и прогрессу.

Определение обломовщины

Обломовщина является отсылкой к главному герою романа Ивана Гончарова «Обломов», который стал символом лени и бездействия. Добролюбов использовал это понятие для обозначения отставания, инерции и нежелания людей двигаться вперед, предпочитая бездействовать и мечтать об идеальной жизни.

Основные признаки обломовщины, по мнению Добролюбова, это лень, бездействие, нежелание развиваться и прогрессировать, связывание себя с рутиной и повседневными заботами, а также отсутствие стремления к самосовершенствованию и саморазвитию.

Признаки обломовщины:Противоположные черты:
ЛеньАктивность
БездействиеИнициатива
Нежелание развиватьсяСтремление к прогрессу
Связывание себя с рутинойСаморазвитие
Отсутствие стремления к самосовершенствованиюСтремление к самосовершенствованию

Критика обломовщины в обществе

Обломовщина, описанная Добролюбовым, вызывает критику в обществе по нескольким причинам:

  • Пассивность и бездействие. Образ обломовщины характеризуется безразличием к окружающему миру и отсутствием активной жизненной позиции. Обломовщик предпочитает лежать на диване весь день, уклоняясь от работы и ответственности.
  • Отсутствие самосовершенствования. Обломовщик не стремится развивать свои способности и таланты, а ограничивается повседневными и прозаическими заботами. Он не читает книги, не учится новым навыкам и не интересуется миром вокруг себя.
  • Зависимость от других. Обломовщины нередко являются паразитами, которые живут за счет других людей. Они полагаются на поддержку родственников или друзей, не проявляя никакого желания стать независимыми и обеспечивать себя самостоятельно.
  • Отсутствие стремления к изменениям. Обломовщины привыкли к устоявшемуся образу жизни, и им не интересно менять свои привычки или поведение. Даже если они понимают свои недостатки, им не хочется ничего менять и делать усилия для самосовершенствования.

Таким образом, обломовщина представляет собой негативное явление в обществе, которое приводит к бездействию, зависимости и нежеланию к саморазвитию. Критика этого образа жизни помогает обозначить необходимость активного и самостоятельного участия в жизни и самосовершенствовании.

Утрата инициативы в обломовщине

Основная цель обломовщины — сохранить статус-кво и избегать любых изменений. Обломов пропускает время, полагаясь на случай и надеясь на внешнюю помощь. Он не строит планов на будущее и откладывает на завтра то, что можно сделать сегодня. Вместо того, чтобы развиваться и двигаться вперед, обломов стоит на месте и ограничивается повседневными мелочами.

Инициатива потеряна также потому, что обломов глубоко зависим от других людей. Он полагается на своего верного слугу и доверяет ему все решения. Все проблемы и заботы перекладываются на плечи слуги, тогда как обломов самостоятельно ничего не делает. Он не стремится к профессиональному росту или саморазвитию, оставляя все на уровне рутинной и бесполезной деятельности.

В итоге, обломовство ведет к полной пассивности и апатии. Обломов не имеет силы воли и энергии, чтобы преодолеть свои слабости и преобразить свою жизнь. Он живет бездействующей и бесполезной жизнью, не осознавая своего истинного потенциала и не используя возможности, которые предоставляет ему жизнь. Таким образом, утрата инициативы становится ключевой чертой обломовщины.

Пассивность и бездействие обломовщины

Обломовщина проявляется в том, что обломовщин пассивно смотрит на происходящие вокруг события без всякой активности. Он не ищет возможностей для развития, не стремится к личностному росту и самосовершенствованию. Он удовлетворяется своим положением и принимает его за единственно возможное.

Обломовщина проявляется и в отсутствии любой целеустремленности и стремления к достижению чего-либо. Обломовщина не имеет никаких мечтаний, желаний или целей в жизни. Он просто живет своим обыденным и бездейственным образом.

Добролюбов считал, что главная причина пассивности обломовщины заключается в его неразвитости и отсутствии образования. Обломовщина представляет собой продукт плохого образования и низкой культуры. Обломовщина – это не просто свойство характера, а результат отсутствия качественного образования и воспитания.

Изображая пассивность и бездействие обломовщины, Добролюбов призывал общество к осознанию проблемы и принятию мер по борьбе с этим явлением. Он считал, что развитие образования и культуры, а также поощрение активности и стремления к самосовершенствованию помогут преодолеть обломовщину и двигаться вперед.

Влияние обломовщины на личность

Первоначально обломовщина проявляется как отсутствие активности, бездействие и неспособность принимать решения. Человек, страдающий обломовщиной, склонен к прокрастинации и откладыванию дел на потом. Это приводит к нерешительности и потере возможностей для саморазвития и достижения целей.

Еще одним важным аспектом обломовщины является нежелание активно взаимодействовать с окружающим миром. Обломовщины угнетает человека, заставляя его проводить большую часть времени в постели или на диване, избегая социальных контактов и общения с другими людьми. Это приводит к социальной изоляции и утрате навыков коммуникации.

Однако наиболее опасным последствием обломовщины является потеря смысла жизни и разочарование в самом себе. Постоянное бездействие и отсутствие стремления к достижениям создает у человека ощущение бесполезности и неполноценности. Это ведет к появлению депрессии, апатии и отрицательного отношения к себе.

Таким образом, обломовщина оказывает серьезное влияние на личность, приводя к негативным изменениям в психическом и социальном развитии индивида. Для преодоления обломовщины необходимо обратиться к саморазвитию, мотивации и активной жизненной позиции, чтобы достичь личностного роста и ощутить себя полноценным участником общества.

Примеры обломовщины в произведениях Добролюбова:

2. В статье «Что такое обломовщина и как с ней бороться?» Добролюбов приводит примеры обломовщины в реальной жизни. Он описывает людей, которые откладывают важные решения, постоянно откладывают свои дела, не проявляют инициативы и не имеют стремления к самосовершенствованию.

3. В статье «К понятию обломовщины» Добролюбов анализирует современную литературу и выделяет обломовщину как типичный характер героев романов. Он указывает на то, что многие герои современных романов отличаются своей пассивностью, бездействием и отсутствием стремления к самосовершенствованию.

  • 4. Одним из примеров обломовщины в произведениях Добролюбова является герой рассказа «Чудак». Главный герой, иначе называемый «чудаком», постоянно замыкается в себе и не проявляет инициативы к изменению своей жизни. Он не желает общаться с людьми и отказывается от светской жизни, стремясь к уединению и бездействию.

  • 5. В романе «Очарованный странник» Добролюбов также обращается к проблеме обломовщины. Центральный герой романа, Аркадий Павлович Кирилов, не может сделать ни одного шага к изменению своей жизни. Он мечтает, планирует и пытается найти смысл в своем существовании, но в конечном итоге не преодолевает свою пассивность и бездействие, оказываясь в состоянии обломовщины.

Преодоление обломовщины и предложения Добролюбова

Добролюбов описывает преодоление обломовщины как процесс осознания своей ответственности за свое внутреннее состояние и действия. Он утверждает, что человек должен быть активным и созидательным, иначе он становится обломовщиной.

Добролюбов предлагает несколько путей преодоления обломовщины. Во-первых, необходимо работать над самообразованием и развитием личности. Это включает чтение качественной литературы, посещение культурных мероприятий, участие в научных дискуссиях и т.д. Во-вторых, человек должен стремиться к достижению своих целей и реализации своих возможностей. Он должен активно постигать мир, изучать новое и применять свои знания на практике.

Добролюбов подчеркивает, что преодоление обломовщины требует особой внутренней силы и мотивации. Человек должен постоянно развиваться и совершенствоваться, не останавливаясь на достигнутом. Он должен быть активным, целеустремленным и нацеленным на самосовершенствование.

Таким образом, Добролюбов призывает к преодолению обломовщины, подчеркивая важность активности, созидательности и саморазвития в жизни человека. Он предлагает несколько путей для преодоления обломовщины, которые включают работу над самообразованием и стремление к достижению своих целей. Преодоление обломовщины требует внутренней силы и мотивации, но результаты, которые можно достичь, того стоят.

Добавить комментарий

Вам также может понравиться