Сонет — это одна из наиболее узнаваемых и любимых форм поэтического творчества. Он характеризуется особым строем и ритмом, который придает ему особую мелодичность и выразительность. Для того чтобы доказать, что стихотворение написано в форме сонета, необходимо обратить внимание на несколько ключевых факторов.
Во-первых, сонет состоит из четырех катренов и двух терцин. Каждый катрен состоит из четырех строк с абаб-рифмой, а терцин — из двух строк с аба-рифмой. Такой расположение строф обеспечивает гармонию и гармоничный голос стихотворения.
Во-вторых, стихотворение в форме сонета обычно имеет ярко выраженную структуру. Оно начинается с экспозиции, в которой автор представляет главную идею или сюжет. Затем следует развитие, в котором основная мысль развивается и раскрывается, а затем достигается кульминация или поворотный момент. В финале сонета обычно содержится конечное заключение, которое закрывает стихотворение и подводит итог всей композиции.
Структура сонета
Традиционный сонет делится на четыре блока: трёхстишие (катрен), состоящее из четырёх строк, и строфу из двух строк — двустише (секстон). Катрен представляет собой законченную четверостишие, а секстон — пару заключительных строк.
В каждом блоке сонета есть определённая рифмовка. По традиции, рифмовка катрена последовательная, т.е. abab. А рифмовка секстона может быть различного типа, например: cdecde, cdcdcd или cdedce.
Структура сонета обычно помогает передать определённое содержание или идею. Также, благодаря стройной композиции стихотворения, сонет оказывается легким для запоминания и произнесения.
Что такое сонет
Классический сонет делится на две части: октава и секстет. Октава состоит из 8 строк, а секстет — из 6 строк.
Строки сонета обычно имеют определенное метрическое соотношение и рифмую схему. Например, классический сонет может иметь метрическую схему абба абба сдс сдс, где «а» и «б» обозначают рифмующиеся строки, а «с» — нерифмующиеся строки.
Сонеты позволяют поэту выразить эмоции и идеи в компактной и упорядоченной форме. Они часто используются для изображения чувственных или философских тем.
Оригинальные признаки сонета
- Число строк: Сонет состоит из 14 строк.
- Строфическая организация: Обычно сонет делится на две секции: октаву (восьмистишие) и секстету (шестистишие).
- Метрика: Сонет обычно пишется в Ямбическом пентаметре, то есть каждая строка содержит пять стоп (ямбов), состоящих из безударных и ударных слогов.
- Рифма: Сонет имеет особую схему рифмовки. В октаве используется одна схема рифмовки (обычно ABBA ABBA), а в секстете — другая (например, CDCDCD или CDE CDE).
- Смысловая структура: Сонет обычно содержит структуру с описанием, аргументацией и заключением.
- Тематика: Сонеты часто посвящены любви, времени, смерти или философским размышлениям.
Если стихотворение содержит все эти оригинальные признаки сонета, то можно с уверенностью сказать, что оно написано в форме сонета. В то же время, не все стихотворения, соответствующие этим признакам, обязательно являются сонетами — это зависит от намерений и стиля автора.
Как доказать форму сонета
- Количество строк. Наличие четырнадцати строк указывает на то, что стихотворение может быть сонетом.
- Структура строк. Сонет имеет определенное распределение строк по частям: квартетам и секстантам в зависимости от типа сонета (петрахор, элегия и другие).
- Рифма. Сонеты обычно содержат строго рифмованную схему, в которой установлен порядок расположения рифмующихся звуков. Это может помочь определить форму стихотворения.
- Структура идеи. Сонеты часто имеют сжатую метафорическую структуру, в которой автор разворачивает определенную идею или понятие.
Анализируя указанные характеристики, можно определить, написано ли стихотворение в форме сонета. Однако следует помнить, что не все стихотворения действительно соответствуют форме сонета, и иногда авторы играют с традицией и изменяют структуру по своему усмотрению.
Отчетливая рифма и ритм
Катрены состоят из четырех строк с перекрестной рифмой: АВАВ, АБАВ, АВВА. Терцины же, следующие после катренов, рифмуются по принципу ССС, ССС.
Ритм сонета, как правило, является Ямбическим пятистопным. Это означает, что каждая строка состоит из пяти стоп, и каждый стоп содержит ямб, то есть слабый слог, за которым следует сильный: да-ДА, да-ДА, да-ДА, да-ДА, да-ДА.
Такая отчетливая рифма и ритм в сонете позволяют придать ему особую гармонию и музыкальность, делая его привлекательным для слушателей и читателей.
Соответствие количеству строк
В сонете помимо строго форматированного количества строк также прослеживается особая рифмовка. Кватрены обычно следуют схеме ABBA, ABBA, а секстаны — CDE, CDE или CDC, DCD. Это дает стихотворению особую гармонию и ритмичность.
Соответствие количеству строк и строгое соблюдение рифмовки являются весомыми доказательствами того, что стихотворение написано в форме сонета.
Правильное распределение рифм
Сонет состоит из 14 строк, которые могут быть разделены на несколько частей. В итальянском сонете рифмы распределяются следующим образом: первые восемь строк (октава) образуют два квартета, в которых рифмуются первый и четвертый строки с пятой и восьмой строками, а в последние шесть строк (секстет) рифмуются схемой, которая может быть различной.
Например, распределение рифм в итальянском сонете может быть следующим:
1 строка | Рифма a |
2 строка | Рифма b |
3 строка | Рифма a |
4 строка | Рифма b |
5 строка | Рифма c |
6 строка | Рифма c |
7 строка | Рифма d |
8 строка | Рифма d |
9 строка | Рифма e |
10 строка | Рифма e |
11 строка | Рифма f |
12 строка | Рифма f |
13 строка | Рифма g |
14 строка | Рифма g |
Такое распределение рифм помогает создать особый звуковой рисунок и придать сонету гармоничность и завершенность. Расстановка рифм в соответствии с заданной схемой является одним из признаков сонета.
Использование структуры стихотворения
Сонет состоит из 14 строк, разделенных на две части: восьмерицу и шестерицу. В восьмерице используется абабабаб рифма, а в шестерице — вариации рифмовой схемы (обычно это либо сседедние рифмы cdcdcd, либо кроссовер аббаабба).
Кроме того, структура сонета часто включает вводные четверостишия (квартеты) и заключительные рифмованные строку (сестина).
Однако важно отметить, что структура стихотворения может изменяться в зависимости от автора и его индивидуального подхода к написанию стихотворения. Некоторые авторы могут использовать вариации формы стихотворения или вносить изменения в структуру сонета, чтобы выразить свою индивидуальность и оригинальность.
Таким образом, чтобы доказать, что стихотворение написано в форме сонета, необходимо анализировать его структуру, включая количество строк, рифмовую схему и использование вводных четверостиший и заключительной строкой.
Пример использования структуры стихотворения:
В большом шуме малых словах земля.
Её я любил. Еще бы, не замрачала тревога!
При мысли о земле губы мои покраснели.
Её я любил. Еще бы, не ослепнула горем пурпуром!
То радость перлины, то ил её смазывает в носу робин
В больших словах малой свободы земля.
И спуск и взлёт, и взгляд опущенный, серый и глухой,
И сердца звук незвездный, и умственный криз,
И полная значений ничть, и пустота фразы.
Как туалет, в груди метла людской небритости.
И я любил её. В неё врала, раба, глупость,
И выход в новое поколение…
Возьми газету. Возьми газету и иди!
Одну лишь серость апартамента июньского
Наутро разбудит. А ты врезался в плогий и живой
Жвачку чужую. В самом верху лесов позвони,
Упои нижние глаза. В старый и грозный град проникни.
Какие это пассажири словопамятные пускают в лётчики,
И седло возьми идти. Встречай их и простой с парадах,
Сценарий заготовь — и в холодный хрусталь.
А ты в «Стедному подъезде, пожалуй, брат.
Слабые слова, брат, слова и слуги.
Огонь не жарит, он наводит на жажду,
Не наполняет жарким запасом омаров.
Сказанное нельзя изменить…
И даже счастье дружбой не нарушить хоровой.
Даже не чувствуешь, как затирает руку
Другая накладная тяжесть.) И в сердце, и в крови по танцу,
В тревоге неё любимой, строгой и милой.
О-уо! Как я бы хотел, но что-то не верится:
تعرف احترم ما و اتعرف الحب.
Может быть, стихи в Высоких и низких местах
Не истекают кровищей и ужимкой.
Соответствие английским классическим сонетам
Структура английского классического сонета обычно следующая:
- Первый квартет — введение темы, проблемы или идеи.
- Второй квартет — развитие темы, проблемы или идеи.
- Третий квартет — завершение развития темы, проблемы или идеи, переход к контрастному сравнению.
В каждом квартете обычно используется стопа «ямб», то есть ритм в стихе, в котором ударение идет на вторую слабую слоговую позицию. В куплете может быть использована другая стопа, чтобы создать контраст и завершить стихотворение сильным ударением.
Важным элементом английского классического сонета является рифма. Каждая строка сформулирована таким образом, чтобы соответствовать схеме рифмы. Типичная схема рифмы для английского классического сонета выглядит так: ABAB CDCD EFEF GG, где каждая буква обозначает определенную рифму.
Эти особенности помогают сделать английский классический сонет узнаваемым и отличают его от других форм стихотворения.
Каноническая форма Петрарки
Октава представляет собой первые восемь строк стихотворения и обычно имеет рифмовую схему ABBAABBA. Она содержит в себе вступление к теме, а также проблематику или напряженность между двумя идеями. Октава также может использовать разнообразные рифмы, включая четные и нечетные.
Секстет следует после октавы и состоит из шести строк. Рифмовая схема секстета может быть различной, но наиболее часто используется схема CDECDE или CDCDCD. В секстете обычно содержится завершение или разрешение проблемы, представленной в октаве.
Тематика канонических сонетов Петрарки часто связана с любовью, страданием, природой, смертью и религией. Ритм сонетов обычно является ямбическим пентаметром, то есть состоит из пяти стопов, в каждом из которых по два слога с ударением на втором слоге.
Каноническая форма Петрарки стала популярной в Европе в течение Ренессанса и продолжает использоваться и в наши дни. Она олицетворяет элегантность, грацию и гармонию, которые были типичны для этой эпохи.
В таблице ниже представлен пример канонической формы Петрарки:
Строка | Текст |
---|---|
1 | Мысли мои, обессмысленные строки, |
2 | Тошнеющий ум подобет нежным кленам. |
3 | Дерево сушится, и листья одиночества |
4 | Тихонько падают на дорогу, облюбленную тобой. |
5 | Вы рассекаете холмы, когда мир перевернется |
6 | И оттуда рассыпется яркая звезда. |
7 | Ты, строгий ветер, восстал, словно брюнетка, |
8 | Расчесывая свои волосы из амброва. |
9 | Вечерний жук издали уже вижу, |
10 | Как ревнива звезда, ожидая темноты. |
11 | Время утекает, безжалостно унося |
12 | Мои годы, как песок, скрытый в руке. |
13 | Но пусть останется эта любовь звучать вечно, |
14 | И вечно твориться в моей бессмертной памяти. |
Этот пример демонстрирует принципы канонической формы Петрарки, где октава имеет рифмовую схему ABBAABBA, а секстет — CDECDE. Благодаря этим особенностям, стихотворение обретает особую гармонию и структуру.