Сколько уровней речевого развития при онр выделяет Левина


Речь является одним из важных аспектов развития ребенка и, исследуя этот процесс, ученые обращают внимание на различные аспекты и уровни развития речи. Одной из наиболее известных систем классификации речевого развития является система Левина при определении нарушений речи (ОНР).

В своей системе Левин выделил 4 уровня речевого развития. Первый уровень характеризуется отсутствием слышимой и понятной речи, заменой слов жестами. На этом этапе ребенок только начинает осваивать основы общения и выражает свои желания и потребности через невербальные средства.

Следующий уровень, второй, отличается появлением отдельных слов и звуков, которые однако несут только малозначимую информацию. Речь еще плохо оформлена, но дети уже ищут способы связать слова друг с другом.

На третьем уровне наблюдается значимое улучшение в развитии речи. Ребенок может составить несложное предложение, правильно использовать различные части речи и обладает довольно обширным словарным запасом. Однако его речь все еще не совершенна и требует дальнейшего развития.

Наконец, в шестилетнем возрасте речь достигает последнего уровня, четвертого. Ребенок говорит безошибочно, правильно строит длинные предложения, уверенно использует различные стили речи и обладает богатым словарным запасом. Этот уровень является конечной точкой в развитии речи, достигаемой лишь спустя несколько лет жизни и активного общения.

Словесное развитие по Левину при ОНР

Первый уровень — уровень активной пассивности. На этом уровне дети понимают множество слов, но не обладают достаточной активностью в общении. Они могут воспринимать слова и предложения, но не могут нормально использовать их в своей речи.

Второй уровень — уровень формирования предметных действий. На этом уровне дети начинают активно использовать слова и предложения в своей речи для выражения своих желаний и потребностей. Они также начинают формировать свою собственную активную речь.

Третий уровень — уровень дифференциации предложения. На этом уровне дети начинают использовать предложения более сложной структуры и начинают переносить свои знания и умения на разные ситуации. Они также начинают понимать разницу между различными грамматическими формами и правильно их использовать в своей речи.

Четвертый уровень — уровень установления отношений и связей между предложениями. На этом уровне дети начинают строить свою речь с использованием разных связей и отношений между предложениями. Они также начинают использовать более сложные грамматические конструкции и выражать свои мысли более точно и логично.

Пятый уровень — уровень рефлексии и обобщения. На этом уровне дети начинают оценивать и анализировать свою речь, размышлять над ней и делать обобщения. Они также начинают использовать сложные лексические средства и широко развивать свои коммуникативные навыки.

Каждый из этих уровней является важным этапом в развитии речи у детей. Поэтому, особое внимание следует уделять стимулированию и развитию каждого уровня, чтобы помочь детям достичь полноценного и грамотного словесного общения.

Определение и значение

Уровни речевого развития, выделенные Левиной при опережающем развитии (ОНР), представляют собой стадии развития речи, которые проходит ребенок в процессе своего языкового развития. Эти уровни служат инструментом для оценки и описания прогресса в развитии речи.

Данная система уровней речевого развития помогает определить, на каком этапе находится ребенок и какие навыки и способности он уже овладел, а также указывает на направления его дальнейшего развития.

Уровни речевого развития представлены в виде таблицы, в которой указаны основные критерии и характеристики каждого уровня. Они включают в себя такие аспекты, как понимание речи, артикуляция, словарный запас, грамматические навыки и способность использовать речь для общения.

Знание и использование уровней речевого развития, выделенных Левиной при ОНР, является важным инструментом для специалистов, работающих в области развития детей, а также для родителей, которые могут использовать эту информацию для оценки прогресса своего ребенка и поддержки его речевого развития.

УровеньОписание
Неполноценный неречевойОтсутствие элементарного уровня речи
Элементарный неречевойНекоторое понимание речи, проявление мимических и жестовых средств общения
Элементарный речевойПроявление элементов речи, но существенные недостатки в словарном запасе и грамматике
Средний речевойДостаточный словарный запас и правильность построения простых предложений, но недостаточный контекстный отбор и сложноструктурность речи
Высший речевойКонтекстный отбор и навыки построения сложных предложений, но возможна небольшая незрелость в использовании речи

Ранний уровень речевого развития

Левин выделяет ранний уровень речевого развития в рамках общего модельного уровня ОНР. Этот уровень представляет собой первый этап в формировании речевых навыков у ребенка и охватывает возрастной период от рождения до 1 года.

На раннем уровне речевого развития ребенок еще не обладает осознанными речевыми навыками и не может произносить слова, но он активно воспринимает окружающую речь и усваивает звуковую сторону языка. Ребенок начинает различать интонации, мелодику и ритм речи, а также становится способен передвигаться по тонким материям и прокручивать игрушки с помощью звукового сопровождения.

Важной особенностью раннего уровня речевого развития является формирование артикуляционных навыков. Ребенок начинает проявлять интерес к своему голосу, выпускает гулкие и сипловатые звуки, а также повторяет простейшие звуковые последовательности. Кроме того, ребенок начинает отвечать на ребусы и пестования взрослых, демонстрируя первые признаки коммуникативной активности.

Средний уровень речевого развития

На среднем уровне речевого развития дети уже обладают определенной лексикой и грамматикой. Они могут формировать предложения и выражать свои мысли более сложным и структурированным образом.

На этом уровне дети могут использовать большое количество слов, понимать более сложные конструкции, включая разные времена, падежи и речевые обороты. Они могут задавать вопросы и отвечать на них, объяснять свои действия и высказывать свое мнение.

Дети на среднем уровне речевого развития уже могут общаться с окружающими на более высоком уровне, свободно выражать свои мысли и чувства. Они активно обучаются и усваивают новые слова и правила речи.

Важно заметить, что на среднем уровне развития дети могут все еще делать некоторые ошибки и не всегда использовать правильные грамматические конструкции. Однако, их коммуникационные навыки уже достаточно развиты и им необходимо лишь практиковаться для совершенствования своего речевого аппарата.

Поздний уровень речевого развития

На позднем уровне речевого развития, ребенок уже достиг высокого уровня развития своей речи. Он способен свободно общаться на различные темы и использовать сложные конструкции предложений.

Особенности позднего уровня речевого развития:

  • Расширение словарного запаса: ребенок знает большое количество слов и активно использует их в речи.
  • Усвоение грамматических правил: ребенок правильно строит предложения, используя грамматические правила русского языка.
  • Умение описывать и объяснять: ребенок может подробно описывать предметы, явления, события и объяснять свои действия.
  • Умение вести диалоги: ребенок активно участвует в разговорах, задает вопросы, отвечает на них и поддерживает беседу на различные темы.
  • Использование абстрактных понятий: ребенок начинает использовать абстрактные понятия в речи, такие как «дружба», «любовь», «родина» и др.
  • Создание собственных историй и рассказов: ребенок может самостоятельно создавать собственные истории и рассказы, выражая свои мысли и фантазии.

Значение речевого развития в жизни человека

Как показывают исследования, речевое развитие у детей влияет на их когнитивные способности, социальные навыки и эмоциональное благополучие. Ребенок, развивающий свои речевые навыки, лучше усваивает знания, легче адаптируется в обществе и общается с другими людьми.

Речевое развитие оказывает также важное влияние на развитие мышления и познавательных способностей человека. Умение говорить и понимать других людей позволяет выражать идеи, задавать вопросы, анализировать и обобщать информацию. Это способствует интеллектуальному росту и саморазвитию.

Кроме того, речевое развитие имеет важное значение для социализации. Человек, владеющий хорошо развитыми коммуникативными навыками, может успешно взаимодействовать с другими людьми, строить отношения, решать конфликты и достигать поставленных целей.

В образовательном процессе речевое развитие играет фундаментальную роль. Способность ясно и точно выражать свои мысли и идеи, а также эффективно понимать учебный материал, позволяет ученикам активно участвовать в учебных занятиях, добиваться успехов и развивать свои таланты.

Таким образом, речевое развитие является неотъемлемой частью жизни каждого человека. Оно способствует интеллектуальному, эмоциональному и социальному развитию, а также открывает широкие возможности для самовыражения и самореализации.

Добавить комментарий

Вам также может понравиться