Алалия — это расстройство речи, при котором человек не может правильно или полностью формировать звуки речи. Одним из наиболее авторитетных авторов, исследовавшим эту проблему, является Р.Р. Ревлин. В своей работе это видное деятель затронул вопрос о классификации алалии и выделил несколько основных групп этого расстройства.
Первая группа алалии, выделенная Ревлиным — дизартрическая алалия. Она связана с нарушением центрального аппарата речи и заключается в затруднении переноса мыслей в вербальную форму. Люди с дизартрической алалией испытывают проблемы с координацией мышц речевого аппарата, что приводит к трудностям в производстве звуков и затруднениям в артикуляции.
Вторая группа алалии, выделенная Ревлиным — динамопсихическая алалия. Это расстройство речи, которое связано с нарушением психических функций, отвечающих за использование и контроль языка. Люди с динамопсихической алалией могут обладать нормальным речевым аппаратом, но имеют трудности в использовании и понимании языка. Это может проявляться в форме проблем с образованием слов, неправильным использованием грамматических конструкций или слабым словарным запасом.
Третья группа алалии, выделенная Ревлиным — динамоконструктивная алалия. Она характеризуется нарушением пространственного представления и конструктивных навыков, необходимых для формирования правильных звуков речи. Люди с динамоконструктивной алалией могут испытывать сложности с определением позиции языка и губ, что влияет на произношение отдельных звуков и артикуляцию.
Алалия – что это?
Группы алалии, выделяемые Н. С. Ревлиным, представлены в следующей таблице:
Группа | Описание |
---|---|
Амнестическая алалия | Нарушение связи между мысленным образом и двигательной задачей по произношению речи |
Динамическая алалия | Снижение объема словарного запаса и навыка формирования речи из-за поражения моторных центров головного мозга |
Тотальная алалия | Полное отсутствие способности к произношению и пониманию речи |
Флуентная алалия | Сохранение подвижности речевого аппарата, но невозможность формирования связных и понятных фраз |
Непоследовательная алалия | Частичное повреждение речевого аппарата, приводящее к нарушению связи между словами при формировании речи |
Алалия может быть вызвана различными причинами, такими как недоразвитие речевых центров головного мозга, травмы, опухоли или неврологические заболевания. Лечение алалии включает в себя комплексную реабилитацию, включающую упражнения для развития речи и специальные методики обучения.
Методика классификации Ревлина
Для классификации алалии у детей А.Р. Ревлин в 1992 году предложил свою методику, основанную на учете основных типов речевых нарушений.
Методика Ревлина основана на диагностике и классификации нарушений звукопроизношения, грамматики и лексики. Она приводится к следующему подразделению на алалии на две основные группы:
Группа | Описание |
---|---|
Фонетическая алалия | Характеризуется нарушением звукопроизношения. Речь ребенка содержит ошибки в артикуляции звуков, а также преобладание неправильного дыхания, большую утомляемость и зажимание глотки. |
Фразеологическая алалия | Характеризуется нарушением грамматики и лексики. Речь ребенка содержит ограниченный словарный запас, проблемы с построением предложений и грамматическими правилами. |
Методика Ревлина позволяет определить причину алалии и разработать план речевой терапии, учитывая особенности каждой группы.
Первая группа алалии по Ревлина
Ревлин выделил первую группу алалии в своей классификации речевых нарушений. Эта группа включает в себя пациентов, у которых отсутствует способность формировать и произносить слова, а также различные звуки речи. У людей с алалией первой группы наблюдается глубокая дисфункция речевых механизмов, что приводит к полному или практически полному отсутствию понимания речи и способности к коммуникации.
Это состояние алалии является результатом поражения мозговых структур, ответственных за формирование речи, таких как кора головного мозга, мозжечок и бронхиальная трубка. Обычно первая группа алалии связана с нарушениями центральной нервной системы или травмами головы, которые повредили эти структуры.
Пациенты с алалией первой группы испытывают серьезные трудности в повседневной жизни из-за своей невозможности общаться и выражать свои мысли и желания. Лечение алалии первой группы включает восстановление и тренировку речевых навыков, используя различные методы речевой реабилитации и подходы к обучению коммуникации.
Вторая группа алалии по Ревлина
Вторая группа алалии по Ревлина может быть описана следующим образом:
- Дети этой группы алалии имеют серьезные нарушения в плане формирования речи.
- Они часто производят непонятные звуки или все звуки заменяют на другие.
- Ребенок может говорить на очень простом уровне, используя только несколько слов или короткие фразы.
- Их произношение значительно отличается от нормы.
- Они могут испытывать трудности в понимании речи других людей.
- Основная причина этой группы алалии связана с нарушениями в развитии речевых и артикуляционных навыков у ребенка.
- Чтобы преодолеть эти проблемы, таким детям может потребоваться специальная речевая терапия и индивидуальные занятия с логопедом.
Вторая группа алалии по Ревлина требует особого внимания и подхода к преодолению сложностей в формировании речи. Родители и специалисты должны работать вместе, чтобы помочь этим детям развить свои речевые навыки и полноценно функционировать в обществе.
Третья группа алалии по Ревлина
Дети с третьей группой алалии по Ревлина обычно имеют сложности в формировании правильного артикуляционного движения языка, губ и гортани. Качество произношения звуков отличается от нормы, а некоторые консонанты могут быть заменены или искажены. Дети с этой формой алалии могут испытывать трудности в понимании речи других людей и восприятии собственной речи.
Лечение третьей группы алалии по Ревлина основано на различных методах логопедической реабилитации, которые направлены на формирование правильного артикуляционного аппарата и развитие навыков речи. Важно начинать лечение в раннем возрасте, чтобы максимально использовать период активного развития речевого аппарата.
Четвертая группа алалии по Ревлина
Основными особенностями четвертой группы алалии являются:
- Нарушение работы голосообразования, вызывающее дисфонию и тихую речь.
- Невозможность правильного произношения большинства звуков, как в начальном, так и в конечном положении слова.
Люди с четвертой группой алалии испытывают значительные трудности в общении и обучении, так как их речь трудно понять и они трудно понимают речь других людей. Обычно им требуется специальное обучение и поддержка речевых специалистов для развития своих коммуникативных навыков.
Пятая группа алалии по Ревлина
Люди из пятой группы алалии имеют проблемы с артикуляцией и координацией речи, что затрудняет их способность говорить и понимать речь окружающих. Изначально эти пациенты могут произносить слова и фразы, однако проблемы в артикуляции делают их речь неразборчивой и труднопонятной для окружающих.
Такая алалия может возникать в результате повреждения голосовых связок, нейромышечных связей в языке или других структур, отвечающих за координацию речи. При этом, с тренировкой и специальными занятиями, люди из этой группы алалии могут значительно улучшить свою артикуляцию и стать более понятными в речи.